Самооценка школьников

 

 

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
В современной психологии есть три вида самооценки:

  • заниженная
  • адекватная
  • завышенная

Для исследования самооценки используется различное количество диагностических методик. Педагогом-психологом Какаевой Л.А. в своей работе была использована методика Т. Дембо – С. Рубинштеин исследования самооценки (в модификации А. М. Прихожан).
Методика, предназначенная для диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.
Всего было исследовано 41 обучающихся: мальчики - 21; девочки - 20 (возрастной диапазон 15-17 лет). Дата проведения 17.11.2017 г.
Результаты диагностики:
Проведённая диагностика помогла выявить показатели в количественном эквиваленте самооценки и уровня притязаний старшеклассников. 

Самооценка

Класс

Показатели

Ум, способности

Характер

Авторитет у сверстников

Умение многое делать своими руками

Внешность

Уверенность в себе

Количество  выборов

 

 

9

Низкий

3

5

7

6

10

9

40

Средний

6

5

5

5

4

4

29

Высокий

6

1

3

2

1

2

15

Очень высокий

2

6

3

4

2

2

19

 

 

10

Низкий

2

3

1

3

6

2

17

Средний

4

3

-

4

1

2

14

Высокий

6

2

6

1

4

4

23

Очень высокий

3

7

7

7

3

7

34

 

 

11

Низкий

1

1

2

4

3

2

13

Средний

3

1

1

-

1

-

6

Высокий

2

-

-

-

3

2

7

Очень высокий

2

7

6

5

2

5

27

 Уровень притязаний

Класс

Показатели

Ум, способности

Характер

Авторитет у сверстников

Умение многое делать своими руками

Внешность

Уверенность в себе

Количество

 

 

9

Низкий

-

6

5

3

7

1

22

Средний

2

1

3

3

2

4

15

Высокий

8

3

6

6

4

5

32

Очень высокий

7

6

2

4

2

5

31

 

 

10

Низкий

1

1

2

1

5

1

11

Средний

1

2

1

1

-

1

6

Высокий

1

4

4

3

-

3

15

Очень высокий

11

6

7

7

7

7

45

 

 

11

Низкий

1

1

2

-

2

2

8

Средний

-

-

1

-

1

-

2

Высокий

1

-

-

3

1

1

5

Очень высокий

6

3

1

2

2

3

17

Заключение:
Возможными причинами низкой самооценки и низкого уровня притязаний могут быть кризисные моменты личностного развития. Юношеский максимализм – выраженный в крайней категоричности, прямолинейности, недостаточной гибкости в суждениях, преувеличенности в выводах, взглядах, недостаточной способности к компромиссам, поспешности в выводах и мнениях, излишней эмоциональности в мышлении. В этом возрасте многие события могут оцениваться как безусловно положительные или безусловно отрицательные, так же оцениваются и окружающие люди. Также возможными причинами низкой самооценки и высокого уровня притязаний могут быть коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур потому что, закладываются основы сознательного поведения, общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Рекомендации:
По результатам диагностики планируется проведение индивидуальных консультаций и групповая форма работы, направленная на развитие адекватной самооценки старшеклассников с низкой самооценкой и низким уровнем притязаний, с низкой самооценкой и завышенным уровнем притязаний.
Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка играет очень важную роль.
1)    Она напрямую влияет на поведение человека;
2)    Определяет, критичность человека к себе и к другим;
3)    Сказывается на отношении человека к своим и чужим успехам.
Рекомендации для формирования адекватной самооценки подростков классному руководителю.
Создавать ситуацию “успеха”. Привлекать к организации и участию в классных мероприятиях.
Оказывать поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность.
Осуществлять контроль за учащимися с возможными агрессивными проявлениями девиантного поведения. Создавать условия для проявления их потребности к лидерству.
Создавать условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.
Рекомендации для формирования адекватной самооценки подростков родителям:
Необходимо выдвигать достижимые ребенком требования, чтобы он не терял веру в свои силы.
• Вовлекать ребенка в такие занятия, где цель обязательна будет достигнута. Потом задание можно немного усложнять.
• Не делать ребенку замечания в присутствии других, избегать приказного тона.
• Учитывайте мнение ребенка в семейных делах. Пусть ребенок чувствует себя нужным и важным в вашей семье.
Поддерживать подростка, когда у него формируется мироощущение, мировосприятие, мировоззрение к самопознанию, самоанализу, к самоутверждению, а также к совершенству.