Если у ребенка нарушен прикус

Родители часто вполне логично задают следующий вопрос: «Чем грозит ребенку неправильный прикус?». На этот вопрос  нужно ответить с нескольких позиций: медицинской, логопедической, психологической.

Итак, если зубы у Вашего ребенка не могут плотно смыкаться, значит, он не в состоянии хорошо откусывать пищу и как следует ее жевать. Как следствие этого пища поступает в желудок не достаточно измельченной, и желудку ничего не остается делать, как принять ту работу, которую не доделали зубы, на себя, а это означает, что и мышцам желудка придется трудиться напряженней, да и желудочного сока потребуется в гораздо  больших количествах. А такие перегрузки не проходят бесследно: рано или поздно наступает срыв в нормальной деятельности желудка или, что еще хуже, развивается гастрит.

Причин, вызывающих деформацию зубов или челюстей довольно много и начинают они проявляться уже на первом году жизни ребенка. Сейчас многие груднички по разным причинам остаются без материнского молока. Вынужденный перевод на искусственное вскармливание таит первую опасность возникновения в будущем нарушений прикуса. При кормлении грудью ребенку приходится проделывать довольно внушительную для него работу: выдвигать нижнюю челюсть вперед, чтобы плотнее обхватить сосок; напрягать мышцы щек. Такая постоянная нагрузка развивает мускулатуру и помогает росту челюстей. При искусственном вскармливании малыш лишается этой нагрузки, так как добыть пищу из бутылочки намного легче.

Еще одним отрицательным явлением нашей жизни является пустышка, которую матери используют, когда нужно и не нужно, забывая о том, что это успокаивающее средство, а не игрушка для ребенка. После года, когда пустышка должна быть сдана в архив, многие дети не в состоянии с ней растаться. Родители, не желая причинить беспокойство своему ребенку,  не настаивают на отрыве от соски. Впоследствии неуемная страсть малыша к сосанию ведет в дальнейшем к формированию неправильной артикуляции языка, губ и челюстей. На этой же почве ему трудно бывает выговаривать отдельные слоги и слова. Наконец, наличие такой вредной привычки у ребенка не способствует формированию соответствующих навыков жевания; недостаточное жевания – одна из самых распространенных и весьма существенных причин зубочелюстных деформаций. Разжевывание пищи – своеобразная гимнастика. Черствый хлеб, сырые овощи, фрукты создают для жевательного аппарата необходимую нагрузку, и тем самым способствует его правильному росту и развитию. К сожалению, многие родители, заботясь  о том, чтобы ребенок не подавился, часто дают перетертую пищу. Как следствие этого дети не умеют жевать, также как и правильно глотать.

Нельзя не сказать еще об одном чрезвычайно распространенном явлении: отсутствие правильного носового дыхания.  Это возникает с частыми насморками, разрастанием аденоидов, а иногда в результате искривления носовой перегородки из-за травмы носа. Сигнал для тревоги – ребенок часто ходит с открытым ртом, похрапывает во сне, старается во время сна принять позу на животе (так легче дышать через рот). Поэтому тренировка носового дыхания является одним из условий общей физической подготовки детей.

Рассматривая вопрос  челюстной деформации с психологической точки зрения, нужно сказать и о комплексах, которые возникают у ребенка с данными аномалиями. Малыш постоянно является предметом насмешек среди сверстников, он старается держаться в стороне, не проявляет инициативы, замыкается.

Сделаем вывод, чем крепче и закаленней ребенок, тем здоровее и красивее его зубы. Однако за здоровье нужно бороться. Главная задача родителей помочь ребенку справится со своими недугами.

Комплекс    артикуляционных  упражнений

Упражнения  для  губ, щёк и нижней челюсти.

Птенчик

Цель: Вырабатывать умение удерживать широко открытый рот в течение нескольких секунд.

Откройте рот широко и удерживайте его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закройте рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит во рту.  Повторите упражнение не менее 3 раз.

Трубочка

 Цель: Вырабатывать умение вытягивать губы трубочкой вперёд.

Губы вытяните вперёд , как при произнесении звука / У/, и удерживайте в таком положении в течение 3-5 сек. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит во рту Повторите упражнение не менее 3 раз.                    

 «Подражаю я слону,                                              

 Губы хоботком тяну.                                       

Потяну и перестану…                                               

И нисколько не устану»

Улыбка                                                                     

Цель: Вырабатывать умение        удерживать губы в улыбке.

Широко улыбнитесь, так чтобы были видны верхние и нижние зубы ( челюсти сжаты ), и удерживайте губы в таком положении в течение 3-5 сек. Повторите упражнение не менее 3 раз. 

Трубочка- улыбочка

Цель: Научить чередовать положения губ, растянутых в улыбке и вытянутых в трубочку. Губы вытяните трубочкой и удерживайте в таком положении в течение 2-3 сек.  Затем широко улыбнитесь, удерживая позу  2-3 сек. Произведите смену артикуляционных поз не менее 3 раз.

   Лягушка                                                           

Цель: Научить чередовать произвольное открывание и закрывание рта. « Подражаем мы лягушкам,                      

Тянем губы прямо к ушкам,                                     

Мы потянем, мы потянем …                                 

 И нисколько не устанем»              

Широко улыбнитесь, так чтобы были видны верхние и нижние зубы    (челюсти сжаты ), и удерживайте губы в таком положении в течение  2-3 сек. После этого, сохраняя положение губ, разомкните зубы на 1-1,5 см, подержите в таком положении в течение 2-3 сек., а затем сомкните зубы, по-прежнему удерживая на губах улыбку. Произведите смену артикуляционных поз не менее 3 раз. 

Шарик

Цель: Выработать умение удерживать воздух за щеками.   Рот закрыт. Зубы сомкнуты. Щёки надуйте  воздухом и удерживайте их в таком положении в течение 5 сек. Затем выпустите воздух через губы. Повторите упражнение не менее 3 раз. 

Поцелуй маму

Рот закрыт. Губы в нейтральном положении. Втяните щёки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух. Удерживайте позу в течение 2-3 сек., затем вытянуть губы немножко вперёд и причмокнуть.

             Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л]

Лопаточка                                                    

Язык лопаткой положи. 

И спокойно подержи.  

 Язык надо расслаблять.

И под счёт его держать: 

Раз, два, три, четыре, пять! 

 Язык можно убирать.

Иголочка

Открыть рот, язык высунуть далеко вперёд, напрягать мышцы языка, делая его узким.                                                        Язык в иголку превращаю,

 Напрягаю и сужаю.   

 Острый кончик потяну,                         

До пяти считать начну.                            

Раз, два, три, четыре, пять!                       

Иголку я могу держать.

Лошадка                                          

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами и медленно со щелком оторвать язык. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык. После каждой строчки четыре раза щёлкнуть языком.                             Я лошадка Серый Бок!                              

Я копытцем постучу,                                

Если хочешь – прокачу!                        

Посмотри, как я красива:                     

 Хороши и хвост, и грива.

Маляр                                                     

Открыть рот, поднять язык к альвеолам, водить, поглаживая кончиком языка по нёбу вперёд – назад. Язык не должен высовываться, нижняя челюсть неподвижна.                          

Красить потолок пора,                            

 Пригласили маляра.                     

Челюсть ниже опускаем,                               

Язык к нёбу поднимаем,                      

Проведём вперёд – назад,                                   

Наш маляр работе рад!

Вкусное варенье                                

Широким кончиком языка облизать сначала верхнюю губу, затем нижнюю. 

Ох, и вкусное варенье!                                     

Жаль осталось на губах.                           

Язычок я подниму,                                            

И остатки оближу.

Чищу зубы.                                           

Улыбнуться,  приоткрыв рот. Почистить кончиком языка верхние зубки из стороны в сторону. Сначала в снаружи, затем внутри. То же самое делаем с нижними зубками.                           Чищу зубы, чищу зубы                                

И снаружи, и внутри.                                  

Не болели, не темнели,                                

Не желтели, чтоб они.

Качели                                                        

Рот  откройте, улыбнитесь. Высуньте острый, как жало, напряжённый язык и совершайте им движения, то поднимая язык к носу, то опуская его к подбородку. Выполните 5-10 движений.  

На качелях я качаюсь:                         

Вверх – вниз,  вверх – вниз.

Я до крыши поднимаюсь,                                  

А потом спускаюсь вниз.

Индюк

      Рот  откройте, улыбнитесь. Производите движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд — назад, стараясь не отрывать его от губы. Кончик языка слегка загните — как бы поглаживаете губу. Сначала производите медленные движения, потом увеличивайте темп и «добавьте» голос, пока не послышатся звуки «бл — бл». Упражнения выполняйте в течение 10 секунд.    

                       Подготовила Абдурзакова Тоита А., педагог-психолог.