Развитие речи в раннем возрасте

Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под ее влиянием изменяется характер восприятия ребенка. Начав понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, он  по-иному воспринимает окружающее явление. Ребенок, который овладел речью, осознает прежде всего значение предметов, т.е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный тип.

Перестраиваются под влиянием речи и процессы памяти. Воспроизведение ранее полученных впечатлений с образованием  и дальнейшим развитием речи происходит не только в результате  внешней ситуации, а через слово, ее заменяющее. Оно возникает по слову ранее воспринятого явления в силу образовавшейся связи между первой и второй сигнальной системами.

Под влиянием речи изменяется характер деятельности ребенка. Сначала, играя, он воспроизводит действия, непосредственно разученные со взрослыми. Затем с усложнением  формирующихся нервных процессов, под влиянием неоднократно повторяющихся и разнообразных внешних раздражителей, получаемых от окружающей среды действия ребенка усложняются. Таким образом, уже виденное становится содержанием игры.

На третьем году при правильном развитии можно обнаружить возникновение качественно нового характера игры: прежде чем начать игру, ребенок берет на себя роль, выражая ее словесно. Дети не просто отображают виденное, но их действия подчиняются заранее поставленной цели, оформленной  в словах. Такая игра способствует развитию воображения, творчества, активизируется закрепление постепенно увеличивающегося опыта ребенка. Но переход на ролевую игру возможен лишь с использованием речи.

Возникнув в результате общения ребенка с родителями, речь становится средством общения, т.е. начинает выполнять свою основную, главную функцию. Через слово в основном происходит формирование различных взаимоотношений маленького человека с окружающим: вырабатывается послушание, умение подчиняться требованиям взрослых, воспитывается умение считаться с интересами других детей.

С развитием понимания и самостоятельной речи ребенка все окружающее становится для него более понятным, осмысленным, взаимосвязанным, что развивает специфически человеческое мышление.

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой  и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания.

Возникающая способность ребенка к обобщению свидетельствует о новой функции коры головного мозга – деятельности второй сигнальной системы, т.к. только ей присуще свойства обобщения и отвлечения.

Для своевременного и полноценного развития речи необходимо учесть следующие факторы:

1. Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением.

Одна из основных ошибок, отрицательно влияющих на развитие речи детей раннего возраста, - шаблонная речь, которой часто пользуются взрослые. Ребенок слышит в определенной ситуации изо дня в день повторяемые выражения. Формирование стереотипных словесных сочетаний очень обедняет словарь и не способствует образованию обобщенного значения каждого слова. Последние воспринимаются не раздельно, а сливаются воедино.

Одним из условий, стимулирующих речь, является сила ориентировочной реакции: понимание слова устанавливается быстрее при наличии сильной заинтересованности детей, сосредоточении на называемом предмете. Поэтому следует внимательно наблюдать за поведением ребенка и более часто использовать именно те предметы и действия с ними, которые вызывают большой интерес, а тем самым и большую речевую активность.

Далеко необязателен показ новых предметов, наибольшее значение имеет установление у детей более разнообразных связей с ними.

2. Установление частого эмоционально-положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой.

Далеко не каждое общение развивает речь. В период раннего детства наибольшего эффекта достигает индивидуальное общение с ребенком. В процессе его легче сосредоточить внимание маленького человека, содержание речи можно приспособить  к уровню развития и индивидуальным особенностям каждого. Индивидуально адресованная речь привлекает больше внимание ребенка, повышает эмоциональное значение слова и  способствует его активной речевой реакции. Поэтому даже при проведении групповых игр и занятий следует по возможности чаще обращаться к каждому в отдельности.

3. Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Существенную роль играет также общение воспитателя с ребенком во время таких жизненно важных процессов, как кормление, укладывание спать, одевание. Частая повторяемость этих процессов, разнообразие и обилие предметов, с которыми дети сталкиваются в это время, неизбежность при этом непосредственного контакта со взрослыми.

Важное значение имеют  специальные занятия, которые при правильном и систематическом их проведении способствуют развитию всех сторон речи, которые в разные возрастные периоды развиваются неравномерно и в большей степени зависят от индивидуальных особенностей. Но только при своевременном и полноценном для каждого возрастного периода уровне формирования всех сторон речи можно достичь оптимального результата к 3 годам.

                                                              Подготовила Абдурзакова Тоита А., педагог-психолог.