Официальный сайт Министерства образования и науки Чеченской Республики
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

Скандал по всем правилам, или как справиться с детской истерикой

Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый по­мнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровожда­ются. В такой ситуации, когда на вас смотрят посторонние люди, легко расте­ряться или выйти из себя. Как быть?

 Вот что советуют психологи:

1. Помните, что даже самые замечательные мамы оказываются в таких ситуациях и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребенка.

Задумайтесь над причиной истерики ребенка:

— ребенку не хватает вашего внимания и он таким способом стремится завоевать его (такая привычка очень быстро закрепляется и часто ис­пользуется и во взрослой жизни);

— ребенок манипулирует вами, он привык таким образом добывать все, что он хочет.

Отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте за своим ребенком: как именно он плачет, что помогает ему успокоиться,

Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия.

— ребенок устал, хочет спать, он голоден: искорените причину, и истерика пройдет.

2. Если истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребенок набирает воздух, чтобы огласить окрестности новыми криками, и очень выразительно и захватывающе начните рассказывать какую-нибудь захватывающую историю.

3. Можно попытаться взять ребенка на руки, прижать к себе и ждать, когда все закончится, выражая свое сочувствие, желательно, одной часто повто­ряющейся фразой.

4. Главное средство от истерик, не впадать в такое же неистовство, пыта­ясь сохранять спокойствие, выразить  свое сочувствие ребенку:

«Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить тебе...»; «Я знаю, как это обидно»; «Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло».

Ребенок не услышит вас с первого раза, но повторив эту фразу 20 раз, вы достучитесь до своего малыша, и он будет благодарен вам, что вы не дали волю своим чувствам (а как хотелось!). Договорите с ребенком, выясни­те причины его поведения.

5. Дети 3-5-ти лет вполне способны понять логичные объяснения взрослых. Пора учить ребенка переживать и проживать неприятности, а не делать вид, что ничего не произошло.

Конечно, объяснить что-либо громко кричащему ребенку очень трудно.

6. По возможности забудьте, что на вас смотрят: эти люди и сами не раз попадали в такую ситуацию.

7. Когда буря грянула, не корите себя, не обвиняйте ребенка, его (бабуш­кин, дедушкин, папин, мамин, тетин)  характер.

Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как он себя. Вывод: чаще беседуйте с ребенком о его настроении, желаниях, интересах и обязанностях.

  Ваш лучший помощник

 Способность родителей участвовать в жизни детей проявляется в отношении к играм. В играх отражается личность ребенка, они — показатель педагогическо­го уровня родителей. Часто игра — это первая фаза более серьезной деятельно­сти. Нередки случаи, когда к детским играм и увлечениям родители относятся всерьез, помогают детям. Большинство родителей способны развлекать детей, особенно малышей. Но уметь играть с детьми всерьез умеют далеко не все. А тем временем в руках у родителей имеется лучший козырь — детская игра, то есть занятие, которое ребенок любит больше всего на свете. Итак, большой секрет: как одну из самых больных тем для родителей — уборку игрушек — превратить в увлекательное занятие!

Обратитесь однажды к своему ребенку с вопросом: «Давай проверим, есть у тебя игрушки... цвета? (квадратной формы, из меха и т. д.). У детей постарше можно вызвать познавательный интерес: «А ты знаешь, чего у тебя больше: грузовиков или легковушек?» Другими словами, используйте любую возможность для общения с ребенком, для его развития, экономьте свое время. 

Игра может оказать хорошую услугу и в другой проблеме — капризах за едой. Здесь как никогда необходима ваша фантазия: из обыкновенного пюре мож­но сделать целую сказку (к тебе в гости пришел картофельный гном, посмот­ри, какая у него замечательная шляпа из помидора\). Волшебными свойствами можно наделить любую пищу {кто ест эту кашу, становится сильнее и взрос­лее). Можно привлечь самого ребенка к приготовлению еды, если это, конечно, возможно.

Дети еще любят фантазировать, вселяя своих кумиров (Бэтмен, Золушка и т. д.) в свою жизнь и становясь ими. Вы можете использовать этот момент в воспитательных целях, стоит только принять игру ребенка. Главное — найти в кумире положительные качества.

                                                              Подготовила Абдурзакова Тоита А., педагог-психолог.