Особенности диагностической работы с подростками и старшеклассниками

    К подросткам (уже не дети, но еще и не взрослые) необходим особый психодиагностический подход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. Поэтому, изучая их познавательные  процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых людей с ограничениями.

 

    Имея ввиду то,  что подростки – это еще наполовину дети, к ним необходимо применять полудетские и полувзрослые формы тестирования. Основной из них должна оставаться игровая форма, а тестовые задания должны привлекать к себе внимание и вызывать интерес ребенка.  Стремление к независимости требует предоставления им большей самостоятельности в тестировании, чем это можно позволить детям школьного возраста.  По отношению к подросткам можно значительно ослабить требование поиска стандартного решения, учитывая их стремление к оригинальности и самостоятельности. Именно нестандартные решения подростка позволяют получать данные, полностью отражающие уровень его интеллектуального развития. В противном случае отсутствие интереса и нежелание решать тестовые задачи может быть ошибочно принято за низкий уровень умственного развития.

   Повышенное внимание подростка к самопознанию создает благоприятные условия для применения в процессе тестирования методик, позволяющих получать интересные и полезные сведения о себе. При наличии такой потребности подростками будут нормально восприниматься даже сами по себе малоинтересные тесты, но только в том случае, если они дают возможность лучше узнать самих себя, сравнивать себя с другими. Важно, чтобы практическое участие в тестировании позволяло подростку реализовать свою потребность в ролевом поведении, особенно – в экспертном и лидерском, т.е. таком, где подросток может блеснуть своими знаниями, умениями и показать себя в роли лидера. Подростков рекомендуется привлекать к соучастию в проведении тестирования не только в роли испытуемых, но также в роли экспериментаторов, чтобы они поочередно выступали то в роли испытуемых, то в роли экспериментаторов.

   Подбирая нужный комплекс методик, предназначенных для разносторонней психодиагностики старших школьников, необходимо ориентироваться на то, что важно и актуально именно для юности. К примеру, стремление к углубленному самопознанию, к самосовершенствованию, к анализу своих чувств и интимных отношений, образ жизни и профессиональные достижения.     Тестирование в старшем школьном возрасте рекомендуется проводить в привычных для юношей и девушек условиях: занятия на уроках в школе.

                      Чакаева Л.Х., педагог-методист