Методы и средства развития личности детей с ЗПР

Рекомендации для руководства в д/с и школах

Проблема оптимизации психического развития в условиях задержанного развития является актуальнейшей в ряду тех, над которыми работает современная психологическая наука. Главная задача - оказание психолого - педогогической помощи категории детей с ЗПР.

 

Пристальное внимание (в садах и школах) следует обратить развитию необходимых  когнитивных умений и навыков, эмоционально волевых и нравственно-этических компонентов личности ребенка. Важно сформировать «предпосылки» его мышления –память, внимание, восприятие, развить зрительные, слуховые, моторные функции, дать необходимые знания об окружающем мире, пробудить познавательную и творческую активность.

В рамках психокоррекции и сопровождения развития детей с ЗПР в детских учреждениях эффективным является метод системной психокоррекции.

Системная психокорекция ЗПР - комплексное специально организованное психолого – педагогическое воздействие, сочетающее в себе методы реабилитации, психокоррекции и психотерапии. Метод системной психокоррекции задержки психического развития в раннем дезонтогенезе включает прямую или косвенную коррекцию, групповые и индивидуальные формы развития и коррекции познавательной, психомоторной и личностной сферы ребенка; развитие его субъективности в соответствующей возрасту деятельности.

Следует отметить основных направлений коррекционно – развивающей работы с детьми с ЗПР использования еще мало известных технологий – игрового танца и практики экспрессивной психомоторики.

Основываясь на серьезных теоретических и прикладных исследованиях в области танцевальной терапии, А.С.Фомин определяет «функционально-ориентированный танец, в процессе которого выявляются психосоматические проблемы его участников и создаются условия для оказания ему немедикаментозной помощи».

В танцевальной терапии важен сам акт творения танца, как внутренней потребности проявить себя, импровизация, самовыражение.

Воздействие танца может быть использовано при оказании психолого-педагогической помощи детям с нарушениями психического и речевого развития, включая ДЦП, органические поражения ЦНС, аутизм, раннюю детскую шизофрению и д.р.

Важный момент, позволивший адаптировать и использовать данную технологию в работе с детьми с ЗПР – ее «правополушарное ориентированность». Типовые образовательные программы рассчитаны преимущественно на «загрузку» левого, вербально-знакового полушария при пассивной функции правового. Занятие игровым танцем, так же как и психогимнастикой, экспрессивной психомоторикой, способствует развитию и формированию процессов восприятия, воображения, включению в работу обоих полушарий мозга.

Одним из системных методов психокоррекции и сопровождения развития детей с ЗПР является практика экспрессивной психомоторики.

Методика психомоторной практики является одновременно диагностической, развивающей, и коррекционной.

Цель этой практики – раскрытие экспрессивности ребенка, включающей в себя моторные, эффективные и познавательные компоненты.

Занятия по развитию психомоторики актуализируют резервные возможности как в моторной и эмоциональной сферах, так и в сфере развития его мыслительной деятельности.

По мнению В.В. Клеменко, психомоторика – механизм развития не только тела, но и души, потому что координация движений – зеркало умственных процессов.

Экспрессивная психомоторика предназначена для работы с детьми в возрасте от рождения до 8 лет, так как в это время ребенок не может сам производить коррекцию своего поведения.

Движение, голос, взгляд  дают начало пути, который ведет его к построению собственной идентичности.

 

Подготовила Чакаева Любовь Х., педагог-методист.