Социально-педагогическое обследование

Социальный педагог занимается, прежде всего, проблемами межличностного характера. Центральными темами социальной работы являются межличностные, социальные, семейные проблемы детей и подростков. Дополнительное внимание уделяется проблеме прогулов, а также ученикам, которых из-за поведения хотят отчислить из школы, т.е. дезадаптированным подросткам.

Социальный педагог собирает предварительную информацию о подростке, его семье, ситуации в школе, для этого проводятся беседы со всеми заинтересованными лицами:

учащимися, педагогами, психологами, родителями. В процессе работы используются

следующие методы сбора информации: интервью, анкетирование, наблюдение. Работа

социального педагога начинается с установления контакта и налаживания доверительных отношений с подростком и его семьей. На этом этапе собирается наиболее полная информация о ребенке и его семье, проводится анкетирование родителей. При установлении контакта с семьей основной акцент общения направлен на ребенка, под влиянием наводящих вопросов социального педагога, родитель связывает ситуацию ребенка со своими проблемами.

При установлении контакта с ребенком актуальны доверительные беседы, совместное принятие решений по изменению ситуации, определение целей работы и распределение ответственности за их выполнение.

Сбор информации и анализ ситуации происходит практически на протяжении всего времени работы с ребенком, семьей, педагогом. После принятия решений на консилиуме о необходимости помощи в каждом конкретном случае, социальный педагог выбирает формы работы, наиболее адекватные проблемам подростка и его семьи. Далее, в процессе социального патронажа, социальный педагог постоянно поддерживает мотивацию подростка на сотрудничество с психологом, врачом и другими специалистами.

Основная задача социального педагога — быть доступным для ребенка, членов его семьи. Они должны знать, где можно найти социального педагога при необходимости, как с ним связаться. Такое курирование является способом сохранения и поддержания контакта с подростком, контроля ситуации.

Социальному педагогу необходимо иметь информационную базу об организациях и учреждениях округа, которая включает информацию:

— об образовательных учреждениях округа (частные школы и гимназии, школы с классами

коррекции, вспомогательные школы и школы экстернаты, школы практической ориентации,

межшкольные учебные комбинаты и профессиональные училища);

— о досуговых учреждениях и спортивных секциях;

— о специализированных центрах округа;

— о городских центрах по оказанию помощи в случаях инвалидности, алкоголизма и наркомании, суицида подростков и т.д.

Приложение № 6 содержит схему написания заключения социального педагога для

школьного консилиума.

Социальный педагог выполняет следующие функциональные обязанности:

 на этапе подготовки к консилиуму:

- проводит сбор необходимой информации о социально-педагогическом статусе учащегося;

- составляет индивидуальную карту;

- изучает жилищно-бытовые условия, взаимоотношения в семье;

- осуществляет анализ социальной ситуации развития учащегося;

                   2.   в рамках ПМПк:

                       - предоставляет участникам консилиума необходимую информацию по  конкретным ученикам и ученическим группам;

                       - участвует в разработке стратегии сопровождения;

                       - планирует формы и направления работы в рамках конкретных учеников и

                           ученических групп в целом;

на этапе реализации решений ПМПк:

- проводит консультации с педагогами и родителями по коррекции выявленной

   проблемы;

- планирование работы совместно с классными руководителями, педагогами-

  предметниками.

       Подготовила Абдурзакова Тоита А., педагог-психолог.