Тренинг толерантности для подростков. Часть 2

 Тема тренинга: «ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ»

Тренинг "Жить в мире с собой и другими" - важная составляющая психолого-педагогическая   программа в  воспитании старшеклассников в духе толерантности и культуры мира.

Цели:

•  развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

•  обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.

•  развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать   другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;

•  развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

•  обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Вводная часть:

Приветствие

Установление правил группы

Упражнение « Самопрезентация»

Необходимое время: 10 -15 минут.

Цель упражнения:

Создание непринужденной обстановки, способствующей свободному общению и установлению контакта.

Форма работы:  групповая работа в кругу

Каждый участник по кругу представляется, и показывает какой-то характерный для него жест или движение, говоря, своё имя. Следующий участник повторяет его жест и имя и только потом говорить о себе

Необходимое время:1час

Лекция

Тема: «Понятие толерантности и её противоположное проявлениеинтолерантности и нетерпимости, среди общества»

Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточно новым. Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI - XVII вв., восставших против "терпения нетерпимости" и жестоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер ( был поэтом, историком, критиком, философом и социальным реформатором. За всё,что брался Вольтер отмечалось блеском, напором, гибкостью и утонченностью, он был признан самым универсальным гением своей эпохи. В своем "Трактате о веротерпимости" (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью.

Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер. Эта декларация - предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность- "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность- "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим", в персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".

В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин "толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". А более знакомое и привычное слово "терпимость", употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех.И состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Одна из главных задач предлагаемого тренинга - сделать понятие "толерантность" близким и ясным для каждого участника группы. Она решается через ознакомление вами не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Для этого, кроме специальной лекции, используется и групповой "мозговой штурм" по выработке определений толерантности в группе, формулированию общего, итогового определения. В ходе работы,которого происходит освоение социальных критериев и показателей толерантности.

Важной темой тренинга является раскрытие понятий "толерантная" и "интолерантная" личность. Для успешного формирования толерантных установокна уровне личности, важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной иинтолерантнойличностью. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином "эмпатия". Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.

Толерантность - достаточно абстрактное понятие, оно малодоступно для наблюдения и измерения научными методами. Перечисление возможных критериев толерантности или ее социальных показателей хорошо отражает этот момент.

Критерии толерантности:

•  равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, и др.);

•  равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

•  сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

•  охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

•  возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

•  свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

•  сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

Все эти критерии соответствуют модели либерального плюрализма, которую рассматривают как воплощение толерантности на уровне общества в целом. Многие люди надеются на утверждение этой модели, следуя которой, современное общество сможет разрешить проблемы, связанные с толерантностью.

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений её противоположности - интолерантности и  нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует.Речь идёт скорее о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, ее  результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.     

Проявления нетерпимости:

•  оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

•  игнорирование (отказ в беседе, в признании);

•  негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, рассе, этнической группе, как правило, на основе отрицательного характера);

•  этноцентризм  (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

•  поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

•  преследования, запугивания, угрозы;

•  дискриминация (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

•  расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

•  ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий. Мигрантофобии (неприязнь к эмигрантам представителям других культур, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");

•  национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

•  фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

•  империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

•  эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

•  осквернение религиозных или культурных символов;

•  религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

•  изгнание (официальное или насильственное);

•  репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений, является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в этой области в первую очередь выявляются экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, этническим насилием, порождающими потоки мигрантов, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости.

Этническая нетерпимость - реально значимая форма проявлений кризисных трансформаций этнической идентичности. Известно, что проблемы, связанные с формированием идентичности, являются ключевыми для подросткового возраста. Поэтому различным аспектам формирования идентичности подростка, в том числе и этнической идентичности, в нашем тренинге будетуделяется большое внимание. Исследования показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей подвергаются к этому; известны молодежные группировки, по строенные по избирательному принципу и выдвигающие профашистские лозунги. В основе такого рода интолерантного поведения лежит кризисная трансформация идентичности по типу этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм, когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убежденность в превосходстве над "чужими". В межэтническом взаимодействии  это проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения по отношению к членам других этнических групп до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей. Во многих странах формируется и развивается среди  подростков  в первую очередь, этнонигилизм, это- характеризуется отчуждением от своей культуры, нежеланием поддерживать собственные этнокультурные ценности, негативом и нетерпимостью по отношению к своему народу.

Основой толерантного отношения к человечеству является позитивная этническая идентичность. В структуре, которой позитивный образ собственной этнической группы сосуществует с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Её формирование предполагает воспитание уважения к своему народу, гордости за его историю, традиции, ценности и достижения и в то же время - постижение многообразия культурного и этнического мира. Отказ от противоположности "меньшинство-большинство". Принятие другого вне зависимости от его национальности и вероисповедания, понимание непохожести и единства как двух сторон одного и того же процесса.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий "толерантность" и "толерантная личность". Наши занятия направлены на развитие таких составляющих толерантности, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, также посвящены формированию у нас толерантности по отношению к самому себе, в первую очередь, чувства собственного достоинства и способности к самопознанию. Эти качества личности очень важны для человека по  отношению к себе к окружающим и по отношению всему миру.

Основная часть

- Групповое обсуждение

Вопросы:  концентрирующие внимание участников на их состоянии.

В нашем тренинге ставится ещё одна  важная проблема "границ" толерантности.                                                   

В мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления.                                                 

Это преступники, наркоманы - все эти люди, несомненно, являются "иными" в нашем обществе.            

- Как относиться к ним?                                                                                              

-Должна ли толерантность быть безграничной, а мы -терпимыми и снисходительными в таких случаях?                                          В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы ни замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них.       - Будет ли подобное отношение толерантным?

- Или толерантным будет активное противодействие их распространению?

Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием.

•  Что вы сейчас чувствуете?

•  Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?

•  Какие чувства вы испытывали во время лекции?

•  Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

•  Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и как мы должны к этому, относится?

Рефлексия:В этом случаи она помогает лучше понять себя свой внутренний мир, свои поступки.

Работа "здесь и теперь" с непосредственными чувствами и ощущениями необходима в подобных тренингах: подростки постепенно привыкают считаться с особенностями настроения других, у них развивается умение слышать и слушать, а это является важным компонентом эмпатии.

Тест « Терпимость»

- состоит из 9 вопросов, выбор варианта (а; б; да или нет)

Необходимое время: 15 минут

Форма работы: групповая, в кругу. 

Материалы: листы бумаги, ручки

Упражнение «Пять добрых слов» 

Необходимое время: 20 минут

Материалы: листы бумаги, маркеры

Форма работы: групповая, в кругу. 

Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество её обладателя. (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне нравятся твои привычки» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. 

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами». 

Обсуждение: 
Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»? 

Все ли ваши достоинства, о которых написали ребята, были вам известны? 

Рефлексия: подведение итогов

                                                                Подготовила Эльмурзаева Хадижат А., педагог-психолог.