Сборник материалов Всероссийской конференции «Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры»

( 2 Голоса ) 

Министерство Просвещения Российской Федерации, ФГБНУ «Центр Защиты и интересов детей» выпустили сборник материалов Всероссийской конференции под названием «Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры», которая прошла в г. Москва 25-26 октября в 2018 году. Большой интерес вызвало у присутствующих выступление заместителя Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю.Синюгиной, которая выделила ключевые моменты деятельности ПМПК в современной системе образования Российской Федерации.

Т.Ю. Синюгина отметила:

- Сегодня на территории Российской Федерации действуют 83 центральных и 1315 территориальных ПМПК. В среднем через все ПМПК проходит более 1,5 млн детей в год. Количество детей, проходящих ПМПК в разных регионах, варьирует от 70 детей (например, ТПМПК на Чукотке) до 34 000 детей (центральная ПМПК Москвы) в год.

Назрела необходимость смены организационной парадигмы ПМПК. Планируется переход к централизованной модели, когда все ПМПК в регионе должны будут работать на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Вместо территориальных ПМПК будут составы Центральной комиссии, специалисты будут являться штатными работниками ППМС-центра, центр будет реализовывать эту деятельность на основе государственного задания.

Для этого планируется внесение изменений в Закон «Об образовании Российской Федерации», и с 1 января 2020 года регионы должны будут перейти к централизованной модели деятельности комиссий.

Централизация ПМПК позволит не только систематизировать, унифицировать работу комиссий, но и поднять престиж специалистов ПМПК. Вместе с тем, еще более повышается уровень ответственности ПМПК за выданные рекомендации.

Задача предстоящего реформирования работы ПМПК –систематизация, единство подходов, упрощение и прозрачность, полнота и индивидуализация рекомендованных ПМПК специальных условий получения образования.

В подготовленном Министерство просвещения Российской Федерации законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части регулирования вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» мы заменяем понятие «ограниченные возможности здоровья» на «особые образовательные потребности». Согласно этому нововведению к «лицам с особыми образовательными потребностями» будут относиться лица, имеющие физические, психические, интеллектуальные, сенсорные и (или) другие нарушения, обуславливающие его особые образовательные потребности, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий обучения. Эти особые образовательные потребности и специальные условия обучения должна выявить и подтвердить ПМПК.

Как уже отмечалось, ПМПК в обязательном порядке будет структурным подразделением ППМС –центра, а создание центров и обеспечение их функционирования будет отнесено исключительно к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

На центр также будет возложена функция осуществления мониторинга эффективности оказываемой образовательными организациями психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации.

Появляются требования к руководителю и специалистам ПМПК:

- комиссию возглавляет руководитель, имеющий высшее образование не ниже уровня специалиста по специальности, направлению подготовки «Образование и педагогические науки»

(«специальное (дефектологическое) образование» / психолого-педагогическое образование);

- в состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, социальный педагог, врач- психиатр, врач-невролог. Опыт работы специалистов не менее 3 лет, прошедшие обучение по программам повышения квалификации специалистов ПМПК. При необходимости в состав комиссий могут быть включены и другие специалисты. Состав утверждается также на уровне региона.

Также было выступление руководителя ЦПМПК Чеченской Республики Шахгиреевой Айзан Усмановна на тему: «Роль социального педагога в деятельности ПМПК».

        Шахгиреева А.У. отметила: Создаваемые нами условия для прохождения ПМПК способствуют тому, что обследование детей и подростков проходят в спокойной доверительной обстановке, т.к. социальный педагог, также, как и другие специалисты, прилагает усилия для создания комфортных условий, дающих возможность получить обширную информацию из жизни клиентов.  Мы учитываем, что сам факт обращения в ПМПК расценивается родителями как психотравмирующий, и поэтому с самого первого шага вступления клиентов на территорию Центра диагностики и консультирования считается началом терапевтической работы с ними. Проявление особого внимания к каждому клиенту, понимания того, что к нам приходят за помощью, делает нас всех членов ПМПК более ответственными за судьбу ребенка, определяя правильный образовательный маршрут и вид программы, рекомендации по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи.

            Одним из главных моментов является определение ресурсов родителей для поиска и создании необходимых медицинских, социальных и психологических условий, необходимых для воспитания и образования детей.
           Для специалистов ПМПК важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал, будучи интегрированным в социум.
          Многие матери детей жалуются, что родственники мужа, да и он сам под их влиянием, отказываются от обследования ребенка и от дальнейшего лечения, утверждая, что они не позволят наговаривать на ребенка и что ситуация выровняется сама по себе. У нас в арсенале целые истории, где мамы рассказывают через какие преграды им приходится пройти, чтобы обратиться к специалисту за помощью.
          Постепенно мы вводим практику сопровождения детей и подростков, прошедших ПМПК, чтобы выяснить насколько успешно идет их адаптация к новым условиям. У многих детей и родителей наше посещение вызывает желание рассказать о своих достижениях в учебе и планах, родители благодарят за оказанное внимание и интерес к делам ребенка.
            Нас тревожит, что имеются частые случаи разрушения семьи (разводы, смерть одного родителя и т.д.), а если семья и сохраняется, то рушатся межличностные отношения супругов, что также отражается в большей степени на детях. Понимая свою значимость в сборе информации о микросфере ребенка, социальный педагог старается вникнуть в проблему, больше узнать о ребенке, о семье, о социальном статусе, выявляя как ребенок относится к окружающим его людям, и как они относятся к нему.

Социальный педагог учитывает любую важную информацию и передает ее другим членам ПМПК и это также нам помогает делать правильные выводы и рекомендации.