Исмаилова Л.Т. Особенности и профилактика суицидального поведения у подростков.

Выступление с докладом на Республиканском семинаре-совещании 
"Профилактика суицида и экстремизма среди несовершеннолетних"


                                                                                                              г.Грозный 26.02.2015


Введение.

Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое - среди основных причин потенциальной потери жизни.

Потеря ребенка – это огромное горе, а самоубийство ребенка - это непоправимая трагедия.

Суицид - это саморазрушительное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, т.е. самоубийство.

У 30% подростков в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, а 16% из них совершают суицидальные действия. Лишь у 10% подростков имеется истинное желание убить себя, в 90% суицидальное поведение – это «крик о помощи», обращенный к родным и близким. Неслучайно, что 80% попыток совершаются дома, притом в дневное и вечернее время.

62% самоубийств несовершеннолетних связаны с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, конфликтами с учителями и педагогами, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Подростки не до конца осознают необратимость смерти. Вполне возможно, что на момент суицидальных действий они думают: "Вот умру, тогда вы обо всем пожалеете и будете ко мне лучше относиться, любить меня больше…"

В осенне-весенний период психические заболевания обостряются, учащаются случаи эмоциональных нарушений. Весной, когда все пробуждается, оживает, человеку тяжелее переносить диссонанс с внутренним мрачным и печальным состоянием. Именно весной регистрируется больше всего самоубийств.

Особенности суицидального поведения.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

При изучении суицидального поведения, следует различать следующие типы:

Демонстративное поведение.

При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения

Аффективное суицидальное поведение.

При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение.

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению, падению с высоты, использование огнестрельного оружия.    

Зачем совсем юный человек лишает себя жизни?

Основными мотивами самоубийства у подростков бывают:
Месть. Ребенок уходит из жизни для того, чтобы наказать окружающих за плохое отношение к себе. 
Призыв. Так он пытается привлечь к себе внимание. 
Бегство от наказания. Маленький человек убивает себя, чтобы не быть наказанным.
Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить.
Отказ. Человек просто "выходит из игры" раз и навсегда.

         Причины подростковых самоубийств?

На первом месте стоят проблемы и конфликты в семье.

При исследовании множества подростковых самоубийств, специалисты обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьей, в частности отношения с матерью. Как бы подросток ни был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится несовместимой с жизнью, если он отвергнут в родной семье.

Также подростки тяжело переживают развод, особенно те, кто одинаково привязаны к обоим родителям.

Во время развода родителей дети испытывают чувство ненужности и покинутости.

Следующая причина – насилие в семье.

Одной из наиболее часто встречающихся причин попыток самоубийства в среде подростков является несчастная любовь.

В подавляющем большинстве случаев от безответного чувства страдают девушки.

Иногда суициды совершаются в подражание кумирам  или из чувства коллективизма.

Потеря родственников и близких характеризуется суицидальным настроением, но редко заканчивается трагически. Связано это с тем, что после смерти близких ребёнку оказывается мощная поддержка со стороны других родственников.

         Профилактика суицидального поведения.         

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения. Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий.  

Профилактика самоубийств (суицида) – своевременное диагностирование и соответствующее лечение, активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии, поощрение его положительной направленности с целью улучшения его состояния в негативной ситуации.

Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно выделить следующие основные принципы деятельности:

- Формировать у ребенка позитивное восприятие окружающего мира. В целом продолжительность и качество жизни связаны с такими чертами человека, как оптимизм и жизнерадостность.

 - Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направить туда его внимание, время и энергию.

 - Формировать антисуицидальные факторы личности подростка. Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностной ориентации, что, несомненно, значимо при урегулировании конфликта. Работа с семьей - важнейшая составная часть профилактики суицида.

В большинстве случаев детский суицид оказывается сложнее предвидеть и предотвратить, чем взрослый. Это связано с некоторыми особенностями детской психики, о которых полезно помнить всем родителям.

Дети более эмоционально уязвимы, чем взрослые. Каждый взрослый знает, как отвлечься от неприятных переживаний и успокоиться, ребенок же оказывается совершенно беззащитным, оказавшись один на один со своими страхами и печалями. Для того, чтобы научиться справляться со своими страстями, ребенку необходима помощь родителей. Поэтому так важно уделять внимание эмоциональному состоянию ребенка, создавать почву для доверительных отношений родителей и ребенка.

Дети эгоцентричны. А это значит, что они в большей степени, чем взрослые, склонны считать себя причиной происходящих событий. Поэтому дети очень часто берут на себя ответственность за семейные ссоры и родительские срывы, обрекая себя на невыносимое чувство вины. При любой ссоре родители должны сдерживать себя, поскольку супружеские конфликты причиняют наибольший вред детям. Если ссора возникла в присутствии детей, ее следует завершить позитивно, так, чтобы дети видели, что вы помирились, ваш союз восстановлен, им ничто не угрожает.

Дети мыслят более конкретно, чем взрослые. Поэтому многие фигуры речи (например, "видеть тебя больше не хочу!" или "зачем мне такой непослушный ребенок?") склонны воспринимать буквально. Эти фразы могут сформировать у ребенка мнение, что он больше не нужен, а это является большой психологической травмой и почвой для суицидальных действий.

Следите за фразами, которые используете в разговоре с детьми, и тогда вы воспитаете здоровых личностей.

Дети очень непосредственны. Поэтому мелькнувшую в голове мысль о самоубийстве могут воплотить тут же, в отличие от взрослых, которые обычно приходят к намерению лишить себя жизни постепенно, давая окружающим шанс предвидеть и предотвратить суицид.

Дети хуже взрослых информированы о возможных последствиях самоповреждающего поведения. Поэтому даже демонстративные попытки суицидов, когда ребенок вовсе не планирует умирать, могут заканчиваться смертью или инвалидностью.

 Ошибочно считать, что самоубийство - тема, которую нельзя поднимать, многие родители думают:  если я буду разговаривать со своим ребенком о суициде, я наведу его на эту мысль. 

 Сейчас, особенно когда много разговоров о таких случаях, обязательно нужно разговаривать, имея в виду, что подростки очень внушаемы. Подросток смерти не боится. Он мало ценит жизнь именно потому, что он подросток. Ощущение ценности человеческой жизни человек постигает по мере взросления и психологического созревания. 

Нужно не бояться спрашивать напрямую. Не забывать повторять своему ребенку: что бы ты не сделал, ты не перестанешь быть моим, мы с тобой близкие люди. И что бы ни произошло, не молчи, расскажи. И давай вместе думать, что с этим делать. Вот это главное что должен ребенок-подросток от родителей услышать. 

И не только когда его сверстники прыгают с 14-го этажа, а когда возникает любая жизненная коллизия. Как правило, когда говоришь с подростком, совершившим суицидальную попытку, но по счастью оставшимся жить, он всегда скажет: я предупреждал, меня никто не услышал. 

 Если вы замечаете, что подросток изменился, присматривайтесь, прислушивайтесь. И старайтесь быть рядом. 

Для ребенка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого родителя являются мощными ободряющими средствами.

Дети, которые хотят закончить жизнь самоубийством особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Если ребенок страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с Вами, будет большим облегчением для отчаявшегося ребенка.

Необходимо выяснить причину, которая тревожит ребенка. Наиболее подходящими вопросами могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время?  К кому из окружающих твои проблемы имеют отношение?» 

Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения ребенка могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и заканчивая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, эмоциональные нарушения.

Обратитесь за помощью к специалистам. Они хорошо информированы, могут правильно оценить серьезность ситуации. Если критическая ситуация и миновала, расслабляться не стоит. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные дети просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении умереть.

В целях достижения успеха в профилактике суицида необходимо обращать внимание на индикаторы суицидального риска.

Родителям и педагогам важно понимать вербальные и невербальные ключи - ранние маркеры-предвестники, свидетельствующие о риске совершения суицида:

1.Изменение эмоций - постоянно пониженное настроение. Для ребенка характерна тоскливость. Он считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, ощущает вину перед окружающими.

2.Изменение поведения - самоизоляция от семьи и близких. Наблюдается снижение повседневной активности, потеря интереса к ранее существовавшим привычкам, хобби, изменение привычек: несоблюдение правил личной гигиены, наплевательское отношение  к внешнему виду. Появляется стремление к тому, чтобы все  оставили его в покое, нарушение сна, аппетита. Подросток слушает грустную музыку, предпочитает темы разговора и чтения, связанные со смертью и самоубийствами. Явно настораживает приведение в порядок своих вещей, раздаривание их или уничтожение.

3.Характерны высказывания: «лучше уже не будет», «хочу умереть», «скоро все закончится», «хорошо бы заснуть и не проснуться».

Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает оказание помощи суициденту со стороны специалиста (психолог, социальный педагог).

 Как показывает практика, существует три основных способа помощи человеку, думающему о суициде:

1. Своевременное диагностирование и соответствующее лечение суицидента.

2. Активная эмоциональная поддержка подростка, находящегося в состоянии депрессии.

3. Поощрение его положительной направленности с целью облегчения негативной ситуации.

При этом важно соблюдать следующие правила:

1) будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

2) набирайтесь опыта от тех, кто уже был в такой ситуации;

3) будьте терпеливы;

4) не старайтесь шокировать или угрожать ребенку, говоря "Пойди и сделай это";

5) не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: "Ты так чувствуешь себя, потому что...";

6) не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:"Ты не можешь убить себя, потому что...";

7) делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.

Центральной частью преодоления кризисного состояния ребенка и определения путей его выхода из трудных ситуаций является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом.

         Если Вам угрожают суицидом, покажите, что Вам страшно!

  • Не отмахивайтесь от слов. Лучше перестраховаться и попытаться направить человека к психотерапевту или психологу. Если высказана угроза, Вы обязаны испугаться.
  • Кстати, фразу: «Тебе бы надо к психологу» (или к психиатру!) тоже произносите осторожно и не сразу. Человек может воспринять это как попытку перенаправить его к другому, да еще Вы высказываете сомнение в его психической полноценности.
  • Помните, обращение к психологу НЕ значит признание себя сумасшедшим. Поймите это и объясните человеку, обратившемуся к Вам за помощью.
  • Не пугайте его консультацией у специалиста.
  • Ни в коем случае не провоцируйте! Если Вам грозят спрыгнуть в окно, тем более, если это ребенок, не говорите: «Ну и прыгай!».
  • При конфликте с подростком или очень неуравновешенным человеком не доводите его до открытой агрессии, агрессия по отношению к другому может мгновенно переключаться на агрессию по отношению к самому себе.

 

Заключение

Рассмотрев проблему подростковых суицидов, можно прийти к выводу, что суицид является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической дезадаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, конструктивным путем. Из выше сказанного можно сделать вывод, что на уровень детских самоубийств влияют как объективные, так и чисто субъективные факторы.

Детский суицид – это всеобщая проблема, решать которую необходимо на всех уровнях. Именно поэтому так необходимо профилактическая работа, чтобы обеспечить ребенку помощь в разрешении конфликта на предсуицидальной стадии.

 

 

                                                                                                                                                                                    Исмаилова Ламара Т.