Ахматова М.В. "Готовность к школе"

Проблема «готовности к школе» в Чеченской республике

 М.В.Ахматова

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, г.Грозный

Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения.

Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша, начиная с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности: не переусердствовать с занятиями, внушив заранее неприязнь  к учению, но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Готовность к школе - это комплексный показатель, включающий в себя следующие параметры  развития:

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием психических процессов и мыслительных операций - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. При поступлении в общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения "Я могу делать вот это и это", чем с ощущения "Я не умею ничего, что умеют другие дети".                                                                                                               

Личностная готовность

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Также сюда относится наличие мотивации к познанию и развитие эмоциональной сферы (устойчивость, произвольность).

Социальная готовность к школе

Социально-психологическая готовность к школьному обучению включает в себя формирование у детей качеств и умений, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями,  справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков будут рассыпаться, как карточный домик.

Значение  проблемы готовности к школе возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста. Подобная тенденция распространяется и в нашей республике, негативные последствия чего остро проявляются на фоне слабой подготовленности к обучению и учебными трудностями в целом у наших учащихся, и тем более у шестилеток.

По результатам психолого-педагогического обследования 232 детей (120 мальчиков и 112 девочек) в возрасте 5,8 – 6,9 лет на предмет школьной готовности, проведенного в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ЦППРиК) г.Грозного за 2010 год  выявлено, что 39,6%  (92 ребенка) из обследованных не готовы к школе.

В целом,  по заключениям психолого-педагогической комиссии ЦППРиК в обследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста (около 800 детей) на соответствие их психического развития возрастной норме выявлены следующие проблемы:

-наличие языкового барьера, слабая сформированность развернутой фразовой речи

-недостаточная сформированность вербально-логического мышления

-слабая концентрация и неустойчивость внимания

-низкая сформированность временных понятий

-отставание в усвоении учебной программы

-эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность

Данные результаты свидетельствуют о наличии «благоприятной» базы для возникновения различных форм школьной дезадаптации в дальнейшем.

Опыт взаимодействия с учителями, родителями и детьми, особенно младшего школьного возраста, в ходе групповых занятий, позволяет сделать вывод о распространенности у детей таких проявлений как низкая мотивация к познаниям, учебные трудности, недостаточная самостоятельность и инициативность, настроенность на игру, утомляемость, неумение сосредоточиться на задании, отвлекаемость, недостаточное понимание словесных инструкций, тревожность, слабые коммуникативные навыки др. Вышеперечисленное считается показателями школьной дезадаптации и недостаточной сформированности позиции школьника.

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на органические и воспитательные.

Органические причины — это различные отклонения в физическом и  нервно-психическом   развитии   ребенка;   снижение   темпов   развития,   задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.

Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.  Опыт  показывает,  что  часто причиной  неподготовленности  к  школе  и   низкой   успеваемости   является педагогическая  запущенность  детей  в  недостаточно  благополучных  семьях.

Неблагополучные  условия  воспитания,  наличие  психотравмирующих  ситуаций,

приводит к снижению уровня развития ребенка.

Однако  и  в  достаточно  благополучных  семьях  не  всегда  пользуются возможностями для полноценной  подготовки  детей  к  школе.  Это  во  многом объясняется  в  неправильном  понимании  родителями  сущности  подготовки  к школе.

Ситуация в республике, а именно: слаборазвитая медицинская область с острой нехваткой узких специалистов (детские психиатры и невропатологи, дефектологи, логопеды), которые могли бы не только оказать необходимую помощь, но и выявлять отклонения в раннем возрасте и проводить  соответствующую работу, а также недостаточная просвещенность родителей, воспитателей в вопросах обучения и воспитания создает почву для возникновения и распространения проблемы неготовности детей к обучению.

Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий наиболее  полного  общего  развития  ребенка   с   учетом   его   возрастных особенностей  и  потребностей.

Учитывая актуальность в Чеченской республике проблемы неготовности детей к обучению, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции планирует создание специальных классов по общему развитию и подготовке детей со  школьной незрелостью. Программа в данных классах будет общеразвивающая, с более углубленным и специализированным психологическим, чем в детских садах и подготовительных классах при школе, подходом. Внимание будет уделяться не только развитию познавательных процессов, учебных навыков, творчества, но также и коррекции эмоционально-поведенческой сферы. Всё это поможет расширить возможности детского населения в работе с проблемой подготовки к школе и улучшить базу для их дальнейшего успешного обучения.