2 апреля ежегодно с 2008 года отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day).
Он установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой долей детей, страдающих аутизмом, во всех регионах мира.
Аутята, «дети индиго», «дети дождя» — вот лишь небольшой перечень названий – синонимов, которыми в современном обществе пытаются определить детей, отклоняющихся в поведении и социальном взаимодействии.
Природа аутизма вообще загадочна. Обычно расстройство проявляется в раннем детстве, до трех лет, но иногда выявляется позже. Аутизм обусловлен отклонениями в развитии мозга, но что их вызывает, толком не понятно.
Рядом с нами растут необычные дети, диагноз у которых – аутизм, их называют «детьми дождя»: они играют с предметами не так, как это принято, они радуются иному. Для них не существует норм и правил, им непонятно и неинтересно то, что делают обычные ребята.
Так что же такое аутизм?
Аутизм – нарушение психологического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов.
Вопрос о природе аутизма до сих пор остается открытым. Версий множество, но самая актуальная на сегодня такова: есть определенная генетическая предрасположенность, которая запускается под воздействием ряда факторов: окружающей среды, сопутствующей патологии, интоксикации и так далее. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3-х лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве.
Что должно насторожить родителей: — ребенок плохо устанавливает визуальный контакт; — не отзывается, когда его зовут по имени; — не улыбается другим людям; — не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев; — наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.
Дети и взрослые с признаками аутизма иначе воспринимают окружающий мир. Человек с аутизмом испытывает трудности в общении и социальном взаимодействии, они отстранены от общественной жизни и предпочитают оставаться в одиночестве. Они могут выполнять раз за разом одни и те же действия или движения. Люди с аутизмом болезненно воспринимают все новое, склонны к ритуализации, неохотно отвлекаются от своего занятия, но порой могут делать что-то неожиданное, часто любят расставлять вещи только в определенном порядке или совершать какие-то действия согласно четкому алгоритму. Иногда у них могут случаться вспышки агрессивного поведения, и они могут нанести себе повреждения. Но у каждого человека симптомы проявляются по-разному в зависимости от степени аутичности.
У них свой, закрытый для посторонних мир, и им очень нужна помощь. Помощник планирует, организовывает и осуществляет деятельность, направленную на развитие личности и коррекцию нарушений при реализации образовательной программы, оказывает ежедневную помощь в соблюдении распорядка дня, режима занятий, обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса, ассистирует при выполнении любых видов заданий.
Таким особенным детям важно не только создание образовательной среды, но и просто понимание, поддержка. Ведь на самом деле есть много позитивных примеров, когда люди с аутизмом успешно адаптировались к жизни в обществе, радуются каждому дню и при этом приносят пользу. Но для этого необходимы условия, чтобы их научить жить в обычном, но таком сложном и непонятном для них мире.