«Хьехархо»
Общественно-политическая и научно-просветительская газета
№20 (164) 31 октября 2011 г.
Айзан Шахгиреева «С детьми должны работать специалисты высочайшего класса…»
Из досье «Хьехархо»
Шахгиреева Айзан Усмановна родилась 13 ноября 1953 года в Тюлькубасском районе Южно-Казахстанской области (г.Чимкент). После окончания школы поступила и в 1976 году окончила Чечено-Ингушский государственный университет с присвоением квалификации «преподаватель русского языка и литературы».
С 1979 по 1984 годы работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе Алхан-Калинской СШ №2.
С 1984 года преподавала русский язык и литературу в республиканской школе-интернате №2 г. Грозного.
В 1996 году работала старшим преподавателем кафедры русского языка и методики его преподавания Чеченского государственного педагогического института.
В 2001 году была назначена проректором по учебно — методической работе Чеченского института повышения квалификации работников образования (ЧИПКРО).
С 2004 года является директором Психолого-педагогического и медико-социального реабилитационного центра.
В 2008 году закончила Астраханский филиал НОУ ВПО Южно — Российского гуманитарного института по программе «Клинически психология и психокоррекция» на ведение профессиональной деятельности в сфере «Клиническая психология».
В 2009 году окончила факультет дополнительного профессионального образования ЧГУ по программе «Педагогика и психология»
Активно участвовала в работе многочисленных семинаров, семинаров — тренингов, а также в работе международных конференций организованных Советом Европы, Европейским Союзом, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, МКС и т.д. Имеет награды и поощрения.
В 2003 году приказом Минобрнауки РФ награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
В нашей республике почти не осталось следов войны. Следов материальных… Но в душах и сердцах всех тех, кто пережил эти страшные события — и взрослых, и самых маленьких, — они навсегда остались незаживающей раной…
На днях наш корреспондент побывала там, где занимаются, пожалуй, одной из главных на сегодняшний день проблем — душевным здоровьем нации, — в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции и побеседовала с его директором Айзан Усмановной Шахгиреевой.
– Айзан Усмановна, какова история создания руководимого Вами Центра? Это первое учреждение в республике подобного вида? Единственное ли оно?
– По линии Министерства образования и науки ЧР это первый и пока единственный Центр. Его создание было продиктовано насущной потребностью, необходимостью, поскольку поствоенный синдром в нашей республике имеет место быть, и даже если человек находится далеко от места военных действий и не является непосредственным участником этих событий, сам факт того, что война идет на его родной земле, способен ввести человека в глубоко стрессовое состояние. Опасность в том, что этот стресс может перерасти в психологическую травму. Это происходит в том случае, если человек своими собственными ресурсами не справился со стрессовой ситуацией. Так как дети, подростки, взрослые, да практически все население республики нуждалось в психологической поддержке, психологической помощи, возникла необходимость в создании Центра психологической реабилитации. И когда Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура и В.В. Путин встретились, был поднят вопрос о восстановлении системы образования Чеченской Республики. И этот проект вобрал в себя 4 компонента:
1) повышение квалификации специалистов общеобразовательных учреждений;
2) поддержка специалистов Министерства образования и науки;
3) подготовка и переподготовка специалистов ЧИПКРО;
4) и наконец, создание Психолого-педагогического центра.
Таким образом, при поддержке бюро ЮНЕСКО в Москве, а также благодаря усилиям нашего учредителя — Министерства образования и науки ЧР — стало возможным функционирование нашего Центра. Официально открытие Центра состоялось 22 мая 2008 года.
Какая-то часть времени ушла на подготовительную работу, поскольку мы считали, что действующий Центр должен обладать соответствующим потенциалом: и материальным, и профессиональным. Надо было подготовить специалистов. Тем, кто имел базовое образование, необходимо было укрепить эти позиции, обновить знания, приобрести определенные навыки. Другой путь прихода специалиста в психологию — это когда опытный педагог переквалифицируется в педагога-психолога. Постепенно, через курсы повышения квалификации, переквалификацию, получая юридические права на ведение этой деятельности (сертификаты, дипломы, свидетельства и т.д.), мы накапливали свой психолого-педагогический потенциал. Затем удалось понемногу укрепить и материальную базу. Ведь для приема людей, прежде всего, детей, для нормальной работы сотрудников Центра необходимы достаточно комфортные условия.
– А дети у Вас приходящие? Стационара, насколько я понимаю, нет?
Да, дети приходящие. Для стационара нет условий.
Существует 5 видов подобных учреждений. Мы общим собранием работников сознательно выбрали 3-й вид. Он называется Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Выбор этот не случаен, поскольку дети, подростки, их родители и учителя нуждаются в реабилитации, то есть, в восстановлении утраченных способностей нормально жить, учиться, работать. Наши дети также нуждаются в психологической и педагогической коррекции поведения, потому что очень много отклонений от нормы. Я бы хотела отметить очень важный момент: основное направление нашей деятельности — это работа единственной в республике Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Все дети, нуждающиеся в определении образовательного маршрута, когда необходимо выявить, где ребенку будет комфортнее учиться: в общеобразовательном ли учреждении, коррекционной ли школе, интернате для детей с задержкой психического развития, на дому ли, дистанционно, — проходят диагностику у специалистов нашего Центра.
У нас, к сожалению, очень много детей с задержкой психического развития, и мы обследуем детей педагогически и социально запущенных. То есть, детьми никто дома не занимается, они начинают отставать в развитии от своих сверстников, и к их приходу в школу накапливаются уже такие проблемы, разрешить которые самостоятельно учитель и школа не в состоянии. Но идти по этому пути у нас не получается, т.к. нет соответствующего здания для открытия стационара.
– А кто, как правило, приводит ребенка к Вам — учителя, родители?
– Тревогу первыми начинают бить учителя, школа дает направление, а приводят ребенка уже родители. Наша комиссия диагностирует ребенка.
– Через Ваши руки, наверное, прошло уже столько детей?..
– Да, с начала работы через нашу комиссию прошло 1820 детей. На каждого ребенка заводится личное дело, где собираются данные по итогам обследований специалистами: дефектологом, педагогом-психологом, а также результаты медицинского обследования, данные социологических опросов. И вот на этой базе проводится диагностика. Коррекцией же наши специалисты занимаются по факту обращения родителей, поскольку стационара у нас пока нет.
– А изначально предполагалось функционирование стационара?
Вообще, по своему виду, по своему названию наш Центр должен быть стационаром, поскольку мы проводим коррекцию поведения детей, выпавших в силу различных причин из социума. Это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, склонные к бродяжничеству; дети, систематически пропускающие учебные занятия, и т. д. У них очень слабая мотивация к обучению, но это все наши дети, и мы должны здесь создать им такие условия, чтобы у них появился шанс вырваться из этого замкнутого круга, чтобы после получения психологической помощи, педагогической поддержки они смогли вернуться в обычную школу для продолжения учебы.
Но типовое здание для стационара будет построено только в 2015 году. Всего планируется по республике построить 4 реабилитационных центра: в Урус-Мартане, Аргуне, Грозном, Шали.
– А каков по времени курс реабилитации?
– В зависимости от показаний — от 40 дней до 3-х месяцев. По итогам обследования мы даем рекомендации, справку-маршрут с указанием типа и вида ОУ, желательного для данного ребенка. Это может быть коррекционная школа 7-го вида (интернат для детей с задержкой психического развития). Для социально незащищенных детей — школа-интернат в г. Урус-Мартане; сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей направляются в школу-интернат №2 г. Грозного. Дальнейшее психологическое сопровождение ребенка обеспечивается психологической службой образовательного учреждения, принимающего ребенка. Там имеются свои штатные психологи, социальные педагоги, классные руководители, учителя и т.д. Но, если возникают какие-либо проблемы и если нас просят помочь, конечно же, мы оказываем помощь.
Вообще, в психологии есть закон, согласно которому помощь психологическая оказывается только в том случае, если за ней обращаются, особенно когда речь идет о взрослых.
– Ваш Центр работает и со взрослыми?
– Да, мы начали эту работу. Международный комитет спасения (МКС) обратился к нашему учредителю с просьбой разрешить нам участвовать в их проекте на партнерских началах, и мы уже довольно давно работаем, в основном, с девушками, женщинами Чеченской Республики. У нас открыт телефон доверия. Если есть возможность проконсультировать человека по телефону, мы это делаем, в иных случаях отправляем в те учреждения, где им могут и обязаны помочь.
– Айзан Усмановна, как обстоят дела с материально-техническим оснащением Вашего Центра?
Благодаря бюро ЮНЕСКО в Москве и нашему учредителю — Министерству образования и науки ЧР — мы имеем практически все необходимое для работы. Единственное, в чем мы действительно серьезно нуждаемся, так это транспорт, поскольку работа носит выездной характер и нашей комиссии приходится по графику бывать практически во всех районах нашей республики, чтобы обследовать на месте, прежде всего, детей-инвалидов с переводом их в дальнейшем на домашнее обучение.
Хотелось бы также обновить комнату релаксации. Да и компьютеры каждые 3 года морально устаревают, и мы, конечно же, не отказались бы от обновления наших технических возможностей.
– Какова укомплектованность Центра педагогическими кадрами? Какова их квалификация?
У нас работают педагоги-психологи, специалисты дополнительного образования, социальные педагоги, есть дефектолог. Со следующего года будут работать логопеды, пока они обучаются в Краснодаре, получают второе высшее образование. Специалистов около 25 человек, трое из которых отмечены нагрудным знаком «Почетный работник общего профессионального образования РФ» (Л. Чокаева, К. Газиева, Р. Баматгиреева). Один человек — «Почетный работник высшего профессионального образования» (Шахгиреева А.). Все они имеют высшую квалификационную категорию. Мне бы хотелось назвать хотя бы несколько имен лучших работников. Это: мой заместитель Тамара Магомедовна Экажева. Очень хорошие специалисты: Ахматова Марьям, Омаева Мадина, Бисултанова Мадина, Эжиева Диана, ну, можно долго перечислять. Коллектив высококвалифицированный. Мы все получили дополнительные дипломы, подтверждающие наше образование, международные сертификаты, удостоверения. Квалификацию наши специалисты повышали, в основном, в Москве и Петербурге, обучались у израильских и хорватских тренеров. Но, к большому сожалению, у нас нет детского психиатра, нам требуются на штатной основе офтальмолог, психоневролог, отоларинголог.
– А как строится взаимодействие Центра с общеобразовательными учреждениями республики? Оказываете методическую помощь психологическим службам школ?
Да, мы заключили договоры с десятью школами республики, для оказания психолого-педагогической помощи. В рамках проекта ООН мы получили 4 заявки на проведение семинаров — тренингов для наших специалистов ОУ. Мы провели четыре 3-х дневных семинара для педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей начальных классов, школьных психологов на базе Центра. Я убеждена, что с детьми, особенно с маленькими, должны работать специалисты высочайшего класса, ведь они имеют дело с внутренним миром человека — самым сложным, самым трепетным. Мне часто вспоминаются слова израильского тренера, сказанные на лекции: «Нет вредных детей, есть взрослые, которые им вредят». И действительно, ключи от детских сердец находятся в руках взрослых и очень важно правильно, осторожно подобрать их, не обмануть доверие ребенка, проявить в общении с ним величайшие такт и понимание.
– Айзан Усмановна, если мысленно подвести какие-то итоги деятельности Вашего Центра, какие несомненные успехи и достижения Вы бы выделили?
Я считаю, во-первых, главным то, что Центр зародился. Очень высокую оценку работе Центра дала представитель ООН, профессор 1-го римского университета Мария Сирена Верджетти. Во-вторых, несомненным достижением является создание и работа Психолого-медико-педагогической комиссии, которая помогает детям с проблемами выбрать оптимальный образовательный маршрут, поддерживает их психологически и педагогически. В-третьих, Центру удалось аккумулировать высококвалифицированный, профессионально компетентный педагогический потенциал. Но, пожалуй, самое главное — это люди, которые приходят со своими бедами и проблемами и, принятые с пониманием, терпимостью и сочувствием, уходят с благодарностью и надеждой.
– Спасибо Вам большое за столь содержательную беседу.
Дала аьтто бойла хьан, Айзан!