Menu
    • Вс. Окт 6th, 2024

    ГБУ ДПО "РЦППМСП"

    ГБУ ДПО «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

    Самооценка школьников

    Автор:Автор

    Авг 24, 2019

    Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
    В современной психологии есть три вида самооценки:

    • заниженная
    • адекватная
    • завышенная

    Для исследования самооценки используется различное количество диагностических методик. Педагогом-психологом Какаевой Л.А. в своей работе была использована методика Т. Дембо – С. Рубинштеин исследования самооценки (в модификации А. М. Прихожан).
    Методика, предназначенная для диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.
    Всего было исследовано 41 обучающихся: мальчики – 21; девочки – 20 (возрастной диапазон 15-17 лет). Дата проведения 17.11.2017 г.
    Результаты диагностики:
    Проведённая диагностика помогла выявить показатели в количественном эквиваленте самооценки и уровня притязаний старшеклассников. 

    Самооценка

    Класс

    Показатели

    Ум, способности

    Характер

    Авторитет у сверстников

    Умение многое делать своими руками

    Внешность

    Уверенность в себе

    Количество  выборов

    9 Низкий 3 5 7 6 10 9 40
    Средний 6 5 5 5 4 4 29
    Высокий 6 1 3 2 1 2 15
    Очень высокий 2 6 3 4 2 2 19
    10 Низкий 2 3 1 3 6 2 17
    Средний 4 3 4 1 2 14
    Высокий 6 2 6 1 4 4 23
    Очень высокий 3 7 7 7 3 7 34
    11 Низкий 1 1 2 4 3 2 13
    Средний 3 1 1 1 6
    Высокий 2 3 2 7
    Очень высокий 2 7 6 5 2 5 27

     Уровень притязаний

    Класс

    Показатели

    Ум, способности

    Характер

    Авторитет у сверстников

    Умение многое делать своими руками

    Внешность

    Уверенность в себе

    Количество

    9 Низкий 6 5 3 7 1 22
    Средний 2 1 3 3 2 4 15
    Высокий 8 3 6 6 4 5 32
    Очень высокий 7 6 2 4 2 5 31
    10 Низкий 1 1 2 1 5 1 11
    Средний 1 2 1 1 1 6
    Высокий 1 4 4 3 3 15
    Очень высокий 11 6 7 7 7 7 45
    11 Низкий 1 1 2 2 2 8
    Средний 1 1 2
    Высокий 1 3 1 1 5
    Очень высокий 6 3 1 2 2 3 17

    Заключение:
    Возможными причинами низкой самооценки и низкого уровня притязаний могут быть кризисные моменты личностного развития. Юношеский максимализм – выраженный в крайней категоричности, прямолинейности, недостаточной гибкости в суждениях, преувеличенности в выводах, взглядах, недостаточной способности к компромиссам, поспешности в выводах и мнениях, излишней эмоциональности в мышлении. В этом возрасте многие события могут оцениваться как безусловно положительные или безусловно отрицательные, так же оцениваются и окружающие люди. Также возможными причинами низкой самооценки и высокого уровня притязаний могут быть коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур потому что, закладываются основы сознательного поведения, общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

    Рекомендации:
    По результатам диагностики планируется проведение индивидуальных консультаций и групповая форма работы, направленная на развитие адекватной самооценки старшеклассников с низкой самооценкой и низким уровнем притязаний, с низкой самооценкой и завышенным уровнем притязаний.

    Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
    Самооценка играет очень важную роль.
    1)    Она напрямую влияет на поведение человека;
    2)    Определяет, критичность человека к себе и к другим;
    3)    Сказывается на отношении человека к своим и чужим успехам.
    Рекомендации для формирования адекватной самооценки подростков классному руководителю.
    Создавать ситуацию “успеха”. Привлекать к организации и участию в классных мероприятиях.

    Оказывать поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность.
    Осуществлять контроль за учащимися с возможными агрессивными проявлениями девиантного поведения. Создавать условия для проявления их потребности к лидерству.
    Создавать условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.
    Рекомендации для формирования адекватной самооценки подростков родителям:
    Необходимо выдвигать достижимые ребенком требования, чтобы он не терял веру в свои силы.

    • Вовлекать ребенка в такие занятия, где цель обязательна будет достигнута. Потом задание можно немного усложнять.
    • Не делать ребенку замечания в присутствии других, избегать приказного тона.
    • Учитывайте мнение ребенка в семейных делах. Пусть ребенок чувствует себя нужным и важным в вашей семье.
    Поддерживать подростка, когда у него формируется мироощущение, мировосприятие, мировоззрение к самопознанию, самоанализу, к самоутверждению, а также к совершенству.

    Автор: Автор