Нет никого, кого бы ни коснулись изменения, связанные с переходом всей жизнедеятельности в рамки самоизоляции. В создавшихся условиях эпидемиологической пандемии, людям приходится приспосабливаться к ситуации, поддерживая привычный ритм жизни. Однако нахождение в замкнутом пространстве, когда родителям и детям нужно суметь сосуществовать друг с другом, характеризуется большим стрессом. Хотя бы потому, что вся система образования перешла на формат дистанционного обучения, что повлекло за собой перестройки, как в техническом, так и в педагогическом и психологическом плане. Также и потому, что теперь родители и ребенок вовлечены в постоянное взаимодействие, и родителю, как взрослому, необходимо заменить игры на воздухе, общение со сверстниками и садик/школу на равноценный досуг для ребенка. В данном случае, все участники нуждаются в психологической поддержке. Нельзя в такой ситуации обесценивать помощь педагога-психолога. Для них это тоже новая социальная ситуация, которая поможет развить профессиональные навыки работы в дистанционном формате. Качество работы от этого не страдает. Оно по-прежнему базируется на профилактике, диагностике, консультировании, просвещении, коррекционно-развивающей работе, экспертизе, проводимой с участниками процесса. Однако, в привычный набор методов и подходов будут внесены некоторые коррективы с учетом дистанционного режима.
– В первую очередь педагоги-психологи призывают родителей ограничить детей от информационных сбросов на тему «коронавируса». Для этого нужно сократить время посиделок в Интернете. Ведь, пугающая информация, а также дезинформация распространяются гораздо быстрее, чем само заболевание. Дети очень восприимчивы к эмоциональному фону взрослых. Если родители будут поддаваться панике, это обязательно отразиться на ребенке.
– В дни самоизоляции особенна, актуальна английская поговорка о том, что нет необходимости воспитывать детей, ведь они вырастут похожими на родителей, – им должно воспитывать себя. Дети в любом возрасте следуют принципу «Обезьянка видит – обезьянка делает», основывающимся на зеркальном эффекте. Вариант, когда родитель сидит в телефоне и заставляет ребенка учиться/играть не подходит. Родитель и сам должен чем-то заниматься полезным. Будь то работа, или досуг, он собой подает пример. Только в таком случае, ребенок и сам будет охотно проявлять инициативу, занимая себя.
– Один из лучших способов снять стресс – поиграть вместе с ребенком. Учите детей взаимодействовать в команде: например, играйте в игры: команда детей против команды родителей. Детям это понравится, и они начнут кооперироваться вместо драк. Предложите им сюжетно-ролевые или строительно-конструктивные игры. Сейчас в интернете можно найти много идей для таких игр.
В случае, если родитель или ребенок подвергается панике в замкнутом пространстве, просто необходимо проконсультироваться со специалистами. Грамотный педагог-психолог выстроит правильный алгоритм взаимодействия с учетом этических норм
с применением дистанционных форм работы. Словом, все направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями жизни и быстрого снижения возможных негативных эффектов, таких, как паника, страхи, тревога или агрессивные проявления. Например, посредством психологического просвещения в онлайн-режиме. Педагог-психолог использует создание интересного видеоконтента, прямых эфиров, вебинаров, электронных библиотек, коллекций видеофильмов для организации психологического кинозала. С помощью вышеперечисленного специалист может проводить работу в индивидуальном формате или групповом для обучающихся, испытывающих трудности в адаптации, развитии, поведении, в том числе работу с детьми с ОВЗ, родители которых будут выступать тьюторами. Учитывая возможности всемирной паутины, специалист может проводить диагностику с целью сбора данных через онлайн-опросы и тестирование через Google-формы.
Также педагоги-психологи оказывают экспертно-методическую помощь в образовательном процессе для всех участников, которая включает в себя разработку программ, помощь педагогам в выборе образовательных технологий, адекватных дистанционным условиям обучения, с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, и оказывают психологическую поддержку педагогам в проектной деятельности по совершенствованию дистанционного образовательного процесса в целом.