Menu
    • Вт. Дек 3rd, 2024

    ГБУ ДПО "РЦППМСП"

    ГБУ ДПО «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

    Развитие речи детей 5 – летнего возраста. Методические рекомендации учителя – логопеда для родителей

    Автор:Автор

    Окт 6, 2020

    Цель данного методического пособия – предложить родителям конкретные методические приемы по развитию речи ребенка.

    Расширение словарного запаса

    Словарь детей можно обогатить очень простыми приемами при минимальной затрате сил и времени. Делается это в повседневной жизни – в процессе игр и общения с ребенком. Но при этом родители и воспитатели ДОУ должны вполне осознанно и постоянно заботиться о том, чтобы у ребенка в речи постепенно появлялось достаточное количество существительных, глаголов, прилагательных, наречий и пр., то есть чтобы ребенок знал названия не только отдельных предметов, но и признаков этих предметов и характерных для них действий. Естественно, в реальной жизни все эти категории слов усваиваются ребенком одновременно, но для большей ясности изложения каждой из них лучше рассмотреть последовательно.

    Названия предметов легче всего могут быть усвоены ребенком по так называемым «смысловым группам». С этой целью в соответствующих жизненных ситуациях (посещение зоопарка,  цирка, прогулка в парке, в лесу) или в ходе различных игр ребенку рассказывают о различных животных, растениях, инструментах и т. п., показывая их в натуральном виде, на картинках или в виде игрушек.

    Для обогащения речи ребенка глаголами очень важно обратить его внимание на то, что  каждое живое существо может совершать множество действий. Например, собака может лежать, стоять, ходить, сидеть, бегать, прыгать, плавать, лаять, догонять, убегать, рычать, скулить, обнюхивать, кусаться, ласкаться, сторожить и т.д. точно также можно разобрать действия кошки, птички и проч.

    Для усвоения ребенком имен прилагательных необходимо позаботиться о том, чтобы он знал названия цветов и оттенки окружающих его предметов, чтобы он умел различать пищевые продукты по вкусу и знал соответствующие слова для его обозначения (горький, сладкий, кислый, соленый, кисло- сладкий, кисловатый и пр.), чтобы он умел охарактеризовать окружающие предметы по температуре (холодный, горячий, теплый, прохладный), по величине (большой, маленький, средний).

    При этом нужно обращать внимание ребенка на то, что один и тот же предмет всегда обладает  сразу несколькими качествами. Например, яблоко может быть одновременно: красное, желтое или зеленое (цвет); круглое, продолговатое или овальное (форма); сладкое, кислое или горькое (вкус); большое или маленькое (размер); спелое, сочное, ароматное и проч.

    Для усвоения ребенком наречий важно при каждом удобном случае ненавязчиво объяснять ему, что те или иные предметы могут находиться от нас далеко или близко, располагаться высоко или низко, что ходить можно быстро или медленно, разговаривать громко, тихо или шепотом, выполнять работу хорошо или плохо. Если говорить о погоде, то ребенок должен знать, что на улице может быть тепло, холодно, жарко, прохладно, ветрено, дождливо, пасмурно, что под ногами может быть мокро (сыро) и сухо. В комнате или на улице в разное время суток может быть светло или темно, сумрачно и т. п.

    Все эти несложные задания очень обогатят речь ребенка в целом занимаясь с ребенком каждый день вы в скором времени увидите результат.

    Совершенствование грамматического строя речи

    Задания даны в простой игровой форме, их можно выполнять дома, на улице и пр.

    Игра «Один – много»:

    Взрослый называет одно за другим существительные единственного числа, ребенок в ответ должен образовать соответствующие формы множественного числа (например, стол – столы, шкаф – шкафы, дом – дома, глаз – глаза, дерево – деревья, стул – стулья и т. д.) при подборе слов обязательно нужно  предусматривать разные типы окончаний существительных множественного числа.

    Работа над правильным употреблением предлогов:

    Здесь прежде необходимо обеспечить прочное усвоение ребенком основных значений каждого предлога, что достигается путем систематических и достаточно наглядных упражнений. Например, ребенку объясняется значение предлога НА (на поверхности чего – то), после чего какой – либо предмет последовательно кладется то на стол, то на пол, то на полку и т. д. В задачу ребенка входит правильное оречевление соответствующих действий. Как и в предыдущих разделах работы здесь также предусматривается многообразие окончаний существительных, употребляемых с одним и тем же предлогом.

    «Назови ласково»:

    Взрослый называет одно за другим существительные и просит ребенка в ответ назвать его ласково (например: дом – домик, стол – столик, петух – петушок и пр.)

    Развитие фонематического слуха

    Для начала лучше всего отождествлять неразличаемые ребенком звуки с какими – либо неречевыми звуками из окружающей природы, утрированно подчеркивая при этом различие в звучании звуков. Например, звук С можно отождествлять со свистом; звук Ш – с шумом листвы деревьев; З – с писком комара; Ж – с жужжанием жука.

    И лишь после того, как ребенок усвоит наиболее характерные признаки звучания неречевых звуков и научится без труда отличать, например, свист от шума, можно переходить к упражнениям в различении речевых звуков. Сначала эти звуки дифференцируются в изолированном звучании, а затем и в словах, типа миска – мишка и пр.

    Обычно эта работа сравнительно быстро дает положительный эффект. В результате этого у ребенка появляется стимул к усвоению произношения ранее отсутствовавшего в его речи звука – ведь теперь он понимает, что слова миска и мишка должны произноситься по – разному.

    Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата

    Стойкие нарушения в произношении звуков объясняются недостаточной подвижностью артикуляторных органов.

    Для формирования точных движений органов артикуляционного аппарата используется артикуляционная гимнастика. Специальные упражнения этой гимнастики позволяют тренировать подвижность и переключаемость органов речи, отрабатывать определенные положения губ, языка. Эти упражнения имеют как широкую направленность и могут использоваться для тренировки правильного произношения всех звуков, так и узкую – для определенного звука. Залогом успеха здесь является правильный подбор упражнений и качество их выполнения. При подборе упражнений необходимо учитывать как правильную артикуляцию звука так и то, что именно нарушено в произношении данного звука.

    При выполнении любого упражнения нужно следить, чтобы все движения выполнялись последовательно, с паузами перед каждым движением. Это необходимо для того, чтобы можно было ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, затем зеркало убирается и функцию контроля на себя берут собственные кинестетические ощущения человека.

    Упражнения эти общеизвестны, их можно найти в литературе.

    Автор: Автор

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *