Социальный педагог занимается, прежде всего, проблемами межличностного характера. Центральными темами социальной работы являются межличностные, социальные, семейные проблемы детей и подростков. Дополнительное внимание уделяется проблеме прогулов, а также ученикам, которых из-за поведения хотят отчислить из школы, т.е. дезадаптированным подросткам.
Социальный педагог собирает предварительную информацию о подростке, его семье, ситуации в школе, для этого проводятся беседы со всеми заинтересованными лицами:
учащимися, педагогами, психологами, родителями. В процессе работы используются
следующие методы сбора информации: интервью, анкетирование, наблюдение. Работа
социального педагога начинается с установления контакта и налаживания доверительных отношений с подростком и его семьей. На этом этапе собирается наиболее полная информация о ребенке и его семье, проводится анкетирование родителей. При установлении контакта с семьей основной акцент общения направлен на ребенка, под влиянием наводящих вопросов социального педагога, родитель связывает ситуацию ребенка со своими проблемами.
При установлении контакта с ребенком актуальны доверительные беседы, совместное принятие решений по изменению ситуации, определение целей работы и распределение ответственности за их выполнение.
Сбор информации и анализ ситуации происходит практически на протяжении всего времени работы с ребенком, семьей, педагогом. После принятия решений на консилиуме о необходимости помощи в каждом конкретном случае, социальный педагог выбирает формы работы, наиболее адекватные проблемам подростка и его семьи. Далее, в процессе социального патронажа, социальный педагог постоянно поддерживает мотивацию подростка на сотрудничество с психологом, врачом и другими специалистами.
Основная задача социального педагога — быть доступным для ребенка, членов его семьи. Они должны знать, где можно найти социального педагога при необходимости, как с ним связаться. Такое курирование является способом сохранения и поддержания контакта с подростком, контроля ситуации.
Социальному педагогу необходимо иметь информационную базу об организациях и учреждениях округа, которая включает информацию:
— об образовательных учреждениях округа (частные школы и гимназии, школы с классами
коррекции, вспомогательные школы и школы экстернаты, школы практической ориентации,
межшкольные учебные комбинаты и профессиональные училища);
— о досуговых учреждениях и спортивных секциях;
— о специализированных центрах округа;
— о городских центрах по оказанию помощи в случаях инвалидности, алкоголизма и наркомании, суицида подростков и т.д.
Приложение № 6 содержит схему написания заключения социального педагога для
школьного консилиума.
Социальный педагог выполняет следующие функциональные обязанности:
на этапе подготовки к консилиуму:
— проводит сбор необходимой информации о социально-педагогическом статусе учащегося;
— составляет индивидуальную карту;
— изучает жилищно-бытовые условия, взаимоотношения в семье;
— осуществляет анализ социальной ситуации развития учащегося;
2. в рамках ПМПк:
— предоставляет участникам консилиума необходимую информацию по конкретным ученикам и ученическим группам;
— участвует в разработке стратегии сопровождения;
— планирует формы и направления работы в рамках конкретных учеников и
ученических групп в целом;
на этапе реализации решений ПМПк:
— проводит консультации с педагогами и родителями по коррекции выявленной
проблемы;
— планирование работы совместно с классными руководителями, педагогами-
предметниками.
Подготовила Абдурзакова Тоита А., педагог-психолог.