7 декабря 2017 года педагогом-психологом Какаевой Л.А. было проведено диагностическое обследование обучающихся 11 классов на выявление уровня психологической готовности к ЕГЭ. Для данного исследования был использован опросник «Итоги ЕГЭ» (по результатам пробного ЕГЭ) Костылевой А.В.
Результаты диагностики:
Опросник «Итоги ЕГЭ» (по результатам пробного ЕГЭ) Костылевой А.В. |
||
1. Охарактеризуйте ваше состояние на пробном ЕГЭ: |
||
1 | я совершенно не волновался; | 46% |
2 | я волновался, но вспомнил и применил техники борьбы с волнением, поэтому смог справиться с собой; | 54% |
3 | я сильно переживал по поводу того, что не справлюсь с заданиями, и это помешало мне хорошо выполнить ЕГЭ. | 0% |
2. Определите, каким образом вы действовали на пробном экзамене: |
||
1 | с самого начала действовал в соответствии со стратегией, выработанной в процессе подготовки к нему; | 78% |
2 | сначала я забыл о том, как необходимо действовать, и выполнял задания хаотично, но потом вспомнил об этом и перестроил свою работу; | 4% |
3 | действовал по ситуации, не придерживаясь определенной стратегии деятельности. | 18% |
3. Предположите, насколько успешно вы выполнили экзаменационные задания: |
||
1 | выполнил ЕГЭ успешнее, чем планировал, легко справился с заданиями, рассчитываю на более высокую сумму баллов, чем предполагал ранее; | 32% |
2 | думаю, что выполнил те задания, которые были мне по силам, получу сумму баллов, на которую рассчитывал; | 61% |
3 | задания оказались сложнее, чем ожидал, сумма баллов будет ниже, чем планировал заранее. | 7% |
4. Всё ли вы знали о процедуре ЕГЭ: |
||
1 | знал всё, во время экзамена не возникло непредвиденных ситуаций; | 72% |
2 | мне нужно ближе познакомиться с процедурой ЕГЭ; | 14% |
3 | некоторые моменты экзамена были неожиданны, не знакомы. | 14% |
5. Ваши выводы после пробного экзамена: |
||
1 | ЕГЭ показал, что я хорошо подготовлен и по предмету, и психологически, отчетливо понимаю, что и как нужно делать во время экзамена; | 61% |
2 | мне не хватило предметных знаний, необходимо заниматься дополнительно, чтобы ликвидировать пробелы по отдельным темам; | 32% |
3 | у меня возникли проблемы психологического характера, я нуждаюсь в психологической подготовке к ЕГЭ. | 7% |
Диаграмма по результатам обследования:
Заключение:
Опросник был проведен после пробного ЕГЭ по русскому языку (сочинение), который прошёл 6.12.17 г. Данный тест позволил выявить преобладающие уровни психологической готовности к ЕГЭ.
Объединив все результаты по 11 классам видно, что, преобладает высокий уровеньпсихологической готовности к экзаменам -57 % учащихся.
Средний уровень готовности к экзаменам, следует уточнить некоторые моменты подготовки – 43% учащихся.
С низким уровнем готовности, нужна систематическая подготовка – учащиеся не выявлены.
Видно, что ученики с самого начала действовали в соответствии со стратегией, выработанной в процессе подготовки к ЕГЭ. Хотя вначале присутствовало небольшое волнение, с которым легко было справиться. Учащиеся старались выполнить те задания, которые были им по силам, чтоб получить сумму баллов, на которую они рассчитывали. В процессе экзамена не возникло непредвиденных ситуаций. Также будущие выпускники отметили, что пробный ЕГЭ показал их хорошую подготовку и по предмету, и психологически отчетливо понимали, что и как нужно делать во время экзамена.
Рекомендации учителям – предметникам
для успешной подготовки к ЕГЭ
Учителям, помня о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. На сайте https://ege.sdamgia.ru/. Решу ЕГЭ, сдам ГИА выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 9-х и 11-х классов практически по всем предметам, выносимым на ЕГЭ. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.
Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача ЕГЭ.
Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ЕГЭ, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Рекомендации родителям
для успешной подготовки к ЕГЭ
Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь своему ребёнку как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, на сайте https://ege.sdamgia.ru/ Решу ЕГЭ, сдам ГИА.
- Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
- Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
- Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам,не допускайте перегрузок;
- Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
- Не критикуйте ребенка после экзамена.
- Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.
Рекомендации выпускникам
для успешной подготовки к ЕГЭ
Подготовка к экзамену:
- Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
- Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах.
- Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
- На сайте https://ege.sdamgia.ru/ Решу ЕГЭ, сдам ГИА выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 9-х и 11-х классов практически по всем предметам, выносимым на ЕГЭ. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала и отработать навык работы с тестовыми заданиями.
- Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее всего интересен и приятен.
- Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Во время перерыва можно сделать зарядку, принять душ.
- Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
- Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.
Накануне экзамена:
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.
В пункт сдачи экзамена Вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования.
Перед началом тестирования:
В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школыи т.д.). Будьте внимательны!!! От того, как Вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность Ваших ответов!
Во время тестирования:
- Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.
- Внимательно прочитаете вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.
- Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
- Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь.
- Думайте только о текущем задании!
- Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи.
- Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
- Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции!
[Источники: литература, интернет-ресурс]