Самооценка — это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
В современной психологии есть три вида самооценки:
- заниженная
- адекватная
- завышенная
Для исследования самооценки используется различное количество диагностических методик. Педагогом-психологом Какаевой Л.А. в своей работе была использована методика Т. Дембо – С. Рубинштеин исследования самооценки (в модификации А. М. Прихожан).
Методика, предназначенная для диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.
Всего было исследовано 41 обучающихся: мальчики – 21; девочки – 20 (возрастной диапазон 15-17 лет). Дата проведения 17.11.2017 г.
Результаты диагностики:
Проведённая диагностика помогла выявить показатели в количественном эквиваленте самооценки и уровня притязаний старшеклассников.
Самооценка
Класс |
Показатели |
Ум, способности |
Характер |
Авторитет у сверстников |
Умение многое делать своими руками |
Внешность |
Уверенность в себе |
Количество выборов |
9 | Низкий | 3 | 5 | 7 | 6 | 10 | 9 | 40 |
Средний | 6 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 29 | |
Высокий | 6 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 15 | |
Очень высокий | 2 | 6 | 3 | 4 | 2 | 2 | 19 | |
10 | Низкий | 2 | 3 | 1 | 3 | 6 | 2 | 17 |
Средний | 4 | 3 | – | 4 | 1 | 2 | 14 | |
Высокий | 6 | 2 | 6 | 1 | 4 | 4 | 23 | |
Очень высокий | 3 | 7 | 7 | 7 | 3 | 7 | 34 | |
11 | Низкий | 1 | 1 | 2 | 4 | 3 | 2 | 13 |
Средний | 3 | 1 | 1 | – | 1 | – | 6 | |
Высокий | 2 | – | – | – | 3 | 2 | 7 | |
Очень высокий | 2 | 7 | 6 | 5 | 2 | 5 | 27 |
Уровень притязаний
Класс |
Показатели |
Ум, способности |
Характер |
Авторитет у сверстников |
Умение многое делать своими руками |
Внешность |
Уверенность в себе |
Количество |
9 | Низкий | – | 6 | 5 | 3 | 7 | 1 | 22 |
Средний | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 4 | 15 | |
Высокий | 8 | 3 | 6 | 6 | 4 | 5 | 32 | |
Очень высокий | 7 | 6 | 2 | 4 | 2 | 5 | 31 | |
10 | Низкий | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 | 1 | 11 |
Средний | 1 | 2 | 1 | 1 | – | 1 | 6 | |
Высокий | 1 | 4 | 4 | 3 | – | 3 | 15 | |
Очень высокий | 11 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 45 | |
11 | Низкий | 1 | 1 | 2 | – | 2 | 2 | 8 |
Средний | – | – | 1 | – | 1 | – | 2 | |
Высокий | 1 | – | – | 3 | 1 | 1 | 5 | |
Очень высокий | 6 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 17 |
Заключение:
Возможными причинами низкой самооценки и низкого уровня притязаний могут быть кризисные моменты личностного развития. Юношеский максимализм – выраженный в крайней категоричности, прямолинейности, недостаточной гибкости в суждениях, преувеличенности в выводах, взглядах, недостаточной способности к компромиссам, поспешности в выводах и мнениях, излишней эмоциональности в мышлении. В этом возрасте многие события могут оцениваться как безусловно положительные или безусловно отрицательные, так же оцениваются и окружающие люди. Также возможными причинами низкой самооценки и высокого уровня притязаний могут быть коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур потому что, закладываются основы сознательного поведения, общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Рекомендации:
По результатам диагностики планируется проведение индивидуальных консультаций и групповая форма работы, направленная на развитие адекватной самооценки старшеклассников с низкой самооценкой и низким уровнем притязаний, с низкой самооценкой и завышенным уровнем притязаний.
Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка играет очень важную роль.
1) Она напрямую влияет на поведение человека;
2) Определяет, критичность человека к себе и к другим;
3) Сказывается на отношении человека к своим и чужим успехам.
Рекомендации для формирования адекватной самооценки подростков классному руководителю.
Создавать ситуацию “успеха”. Привлекать к организации и участию в классных мероприятиях.
Оказывать поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность.
Осуществлять контроль за учащимися с возможными агрессивными проявлениями девиантного поведения. Создавать условия для проявления их потребности к лидерству.
Создавать условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.
Рекомендации для формирования адекватной самооценки подростков родителям:
Необходимо выдвигать достижимые ребенком требования, чтобы он не терял веру в свои силы.
• Вовлекать ребенка в такие занятия, где цель обязательна будет достигнута. Потом задание можно немного усложнять.
• Не делать ребенку замечания в присутствии других, избегать приказного тона.
• Учитывайте мнение ребенка в семейных делах. Пусть ребенок чувствует себя нужным и важным в вашей семье.
Поддерживать подростка, когда у него формируется мироощущение, мировосприятие, мировоззрение к самопознанию, самоанализу, к самоутверждению, а также к совершенству.