Проблема «готовности к школе» в Чеченской республике
М.В.Ахматова
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, г.Грозный
Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения.
Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша, начиная с трех лет, другие – за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка – это и есть подготовка к школе. Самое главное – не впадать в крайности: не переусердствовать с занятиями, внушив заранее неприязнь к учению, но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Готовность к школе – это комплексный показатель, включающий в себя следующие параметры развития:
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием психических процессов и мыслительных операций – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. При поступлении в общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения “Я могу делать вот это и это”, чем с ощущения “Я не умею ничего, что умеют другие дети”.
Личностная готовность
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Также сюда относится наличие мотивации к познанию и развитие эмоциональной сферы (устойчивость, произвольность).
Социальная готовность к школе
Социально-психологическая готовность к школьному обучению включает в себя формирование у детей качеств и умений, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями, справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Это – тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков будут рассыпаться, как карточный домик.
Значение проблемы готовности к школе возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста. Подобная тенденция распространяется и в нашей республике, негативные последствия чего остро проявляются на фоне слабой подготовленности к обучению и учебными трудностями в целом у наших учащихся, и тем более у шестилеток.
По результатам психолого-педагогического обследования 232 детей (120 мальчиков и 112 девочек) в возрасте 5,8 – 6,9 лет на предмет школьной готовности, проведенного в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ЦППРиК) г.Грозного за 2010 год выявлено, что 39,6% (92 ребенка) из обследованных не готовы к школе.
В целом, по заключениям психолого-педагогической комиссии ЦППРиК в обследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста (около 800 детей) на соответствие их психического развития возрастной норме выявлены следующие проблемы:
-наличие языкового барьера, слабая сформированность развернутой фразовой речи
-недостаточная сформированность вербально-логического мышления
-слабая концентрация и неустойчивость внимания
-низкая сформированность временных понятий
-отставание в усвоении учебной программы
-эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность
Данные результаты свидетельствуют о наличии «благоприятной» базы для возникновения различных форм школьной дезадаптации в дальнейшем.
Опыт взаимодействия с учителями, родителями и детьми, особенно младшего школьного возраста, в ходе групповых занятий, позволяет сделать вывод о распространенности у детей таких проявлений как низкая мотивация к познаниям, учебные трудности, недостаточная самостоятельность и инициативность, настроенность на игру, утомляемость, неумение сосредоточиться на задании, отвлекаемость, недостаточное понимание словесных инструкций, тревожность, слабые коммуникативные навыки др. Вышеперечисленное считается показателями школьной дезадаптации и недостаточной сформированности позиции школьника.
Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на органические и воспитательные.
Органические причины — это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.
Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях.
Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций,
приводит к снижению уровня развития ребенка.
Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к школе.
Ситуация в республике, а именно: слаборазвитая медицинская область с острой нехваткой узких специалистов (детские психиатры и невропатологи, дефектологи, логопеды), которые могли бы не только оказать необходимую помощь, но и выявлять отклонения в раннем возрасте и проводить соответствующую работу, а также недостаточная просвещенность родителей, воспитателей в вопросах обучения и воспитания создает почву для возникновения и распространения проблемы неготовности детей к обучению.
Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей.
Учитывая актуальность в Чеченской республике проблемы неготовности детей к обучению, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции планирует создание специальных классов по общему развитию и подготовке детей со школьной незрелостью. Программа в данных классах будет общеразвивающая, с более углубленным и специализированным психологическим, чем в детских садах и подготовительных классах при школе, подходом. Внимание будет уделяться не только развитию познавательных процессов, учебных навыков, творчества, но также и коррекции эмоционально-поведенческой сферы. Всё это поможет расширить возможности детского населения в работе с проблемой подготовки к школе и улучшить базу для их дальнейшего успешного обучения.