Московские психологи — чеченским коллегам
«Учительская газета», №39 от 26 сентября 2006 года
Летом нынешнего года Московский городской психолого-педагогический университет при поддержке Московского бюро ЮНЕСКО провел для специалистов Министерства образования и психолого-педагогического и медико-социального центра Чеченской Республики семинар-практикум «Формирование эффективных механизмов психолого-медико-социальной и правовой поддержки средствами образования различных категорий детей с особенностями развития, с ограниченными возможностями, детей, попавших в трудные жизненные ситуации».
В первый день участники семинара обсуждали «Развитие системы образования и социальной защиты в направлении создания условий нормального развития детей различных категорий, нуждающихся в социальной, психологической и правовой поддержке», во второй — «Организацию профилактической и коррекционной работы с детьми с особенностями развития и инвалидностью на основе психологических механизмов», в третий — «Разработку форм и методов поддержки инноваций в обучении и психолого-социальной работе с детьми с особенностями развития». Третья тема была связана с разработкой инновационных подходов в педагогической и психолого-социальной работе с детьми с особенностями развития и инвалидностью. Для детей школьного возраста ведущая деятельность — обучение, поэтому основной упор в профилактической и коррекционной работе делается на психолого-педагогическую помощь в преодолении трудностей в обучении.
Рефлексивно-деятельностный подход в оказании помощи детям с трудностями в обучении опирается на представления о психологических механизмах развития, разработанных в отечественной психологии, он широко применяется в школах Москвы и других регионов, способствуя повышению успешности детей в учебе. Этот подход основан на установлении отношений сотрудничества учителя и ученика, организации самостоятельной деятельности ученика, становящейся основным источником его развития, а также рефлексии этой деятельности как одного из важнейших механизмов развития. Этот подход успешно применяется в работе с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, неуспевающими учащимися общеобразовательных школ, а также с детьми, обучающимися в специальных школах.
При обсуждении каждой из тем участники семинара старались вычленить то главное и общее, что составляет суть работы детского психолога в этом направлении, и обозначить веер индивидуальных подходов, личного опыта, существующего в той или иной сфере профессиональной деятельности. В этой работе им очень помогли проблемные лекции, которые были прочитаны известнейшими психологами, крупнейшими специалистами в той или иной сфере прикладного научного знания.
М.Егорова, декан факультета «Психология образования», говорила о создании психологически комфортных условий для детей с особенностями развития, Е.Филиппова, заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии факультета «Психологическое консультирование», — о внедрении программы систематической подготовки психологов для консультативной и психотерапевтической работы с детьми, имеющими особенности в развитии.
В.Зарецкий, заведующий лабораторией психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития МГППУ, поделился с участниками семинара опытом оказания комплексной помощи семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, ведения профилактической работы с детьми с особенностями развития, материально-технического оснащения психолого-медико-социального центра, создаваемого в Грозном, а также развертывания деятельности центра, позволяющего в перспективе выйти на работу в масштабе всей Чеченской Республики.
Участники семинара побывали в Центре «Практический психолог», в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Отрадное», в детском саду компенсирующего вида №1855 ЗАО. Специалисты системы образования Чеченской Республики получили полное представление о работе психолога-педагога с различными категориями детей с особенностями развития, с ограниченными возможностями, с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации; о том, как применять полученные знания на практике.
Позиция
Виталий РУБЦОВ, ректор Московского городского психолого-педагогического университета:
— Несколько лет назад ЮНЕСКО обратилось к нам с просьбой создать психолого-медико-социальный центр в Грозном, деньги на это были выделены, и мы приступили к работе. Для начала мы определили потребности республики, и нам прислали на обучение психологов, которые должны были создавать этот центр. Мы провели реабилитацию этих психологов, а затем пошла работа. К нам в МГППУ теперь регулярно приезжают группы чеченских психологов. Когда ЮНЕСКО отчитывалось о работе в Чеченской Республике, специальная благодарность была выражена психологам за то, что этот проект сильно повлиял на изменение обстановки в системе образования республики. Но ведь психолог как раз и должен влиять на обстановку, больше ничего сделать он не может.
В прошлом году состоялся международный конгресс ИСКАР — ассоциации, которая объединяет психологов нашей московской психологической школы. В эту европейско-американскую ассоциацию входят ведущие психологи из 10 стран. Фактически в Европе и США все больше начинается крен в сторону нашей психологической концепции, каждый год ассоциация собирает исполнительный комитет и проводит его заседания в Москве. Ассоциация издает международный журнал «Культурно-историческая психология». Сейчас я получил письмо из Бразилии: меня приглашают на конференцию, письмо подписали человек двадцать, которые пишут, что они учились в России.
Латиноамериканская наука и образование все в большей степени начинают опираться на российскую науку, психологов все в большей степени привлекает теория деятельности, потому что она дает ответы на многие практические вопросы. В мире начинают изучать русский язык, чтобы понимать работы российских психологов, чтобы войти в наш ресурс. Это свидетельствует об укреплении нашей науки.
В декабре мы проведем III Национальную научно-практическую конференцию Федерации психологов образования России, в которую входят психологи 59 регионов, «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты».
Дела педагогические
Готовим кадры
Московский психолого-педагогический университет обучает специалистов Чеченской Республики для работы с детьми в кризисной и посткризисной ситуации. Недавно защитила докторскую диссертацию Хапта Байтаевна Ахмедова, в аспирантуре учатся Лайса Алиевна Ибахаджиева и Фатима Хусеновна Борщикова, прошла обучение в МГППУ Айзан Усмановна Шахгиреева — директор ПМС-центра в Грозном, постоянно сотрудничают с университетом сотрудники Министерства образования ЧР Мариям Ахъядовна Махцаева и Султан Тултаевич Танкаев.
Мнение
Марина Зиновьева, директор психолого-медико-социального центра:
— Сегодня на территории Чеченской Республики сложилась неоднозначная социально-экономическая и морально-этическая ситуация. В результате население испытывает колоссальное напряжение, к которому добавляется боль пережитых утрат. Соответственно работа по реабилитации этого пространства должна вестись по всем направлениям одновременно: экономическому, социальному, моральному и этическому. Психолого-социальное сопровождение эмоционального состояния детей и подростков — это работа с симптомом, но без учета вопроса национального самоопределения и объединяющей весь народ созидательной цели. Эта работа имеет отсроченный результат. Важно, чтобы внутренний конфликт общества, который испытывают на себе дети и подростки через взрослых, не игнорировали специалисты-психологи, педагоги, социальные работники.
Факт
МГППУ провел «круглый стол» по результатам совместного проекта ЮНЕСКО и Минобрнауки РФ «Содействие в восстановлении и развитии системы образования Чеченской Республики».
В «круглом столе» приняли участие представители МИД РФ, Минобрнауки РФ, президент Чеченской Республики Аллу Алханов, представители посольств Японии и Норвегии в России, исполняющий обязанности директора Бюро ЮНЕСКО в Москве Д.Бадарч. Участники «круглого стола» обсудили перспективы и направления дальнейшего сотрудничества между ЮНЕСКО и российскими органами управления образования по развитию системы образования Чеченской Республики в русле модернизации российского образования, предложения по улучшению координации возможных проектов и их оценке, проанализировали потребности, существующие в республике.
Планы на год
Нынешний учебный год в Москве станет «Годом психологии»
В планах на учебный год намечено проведение международных «круглых столов» «Психологическая безопасность. Проблемы теории и практики» и «Молодежь: вызовы и социальные риски», телемостов с Хьюстоном «Актуальные проблемы развития психологии: Россия — США» и с университетом Люнебург (Германия) «Виртуальное консультирование учителей и психологов» на основе опыта Международного проекта Евросоюза (TEMPUS), III Всероссийской недели школьной психологии с участием международных специалистов, международной конференции «Профессиональное образование детей-инвалидов» и других важных мероприятий.
Информация к сведению
Московский городской психолого-педагогический университет и ЮНЕСКО реализуют следующие совместные проекты:
— Разработка и создание программы деятельности региональной службы практической психологии образования и разработка модели деятельности центра психолого-медико-социального сопровождения в городе Грозном Чеченской Республики.
— Оценка потребностей сферы психо-социальной реабилитации в Чеченской Республике.
— Обучающий проектно-аналитический семинар по подготовке и переподготовке специалистов психологов-реабилитологов для системы образования Чеченской Республики.
— Издание учебно-методических пособий для психологов учебных заведений Чеченской Республики.
Шаги навстречу друг другу
Московский городской психолого-педагогический университет тесно сотрудничает с Московским бюро ЮНЕСКО с 2004 года, реализуя проект «Образование в Чеченской Республике: состояние, развитие, перспективы»
В августе 2004 года психологи университетского Центра экстренной психологической помощи приняли активное участие в реализации проекта Московского бюро ЮНЕСКО по организации отдыха детей из школ-интернатов Чеченской Республики в лагере «Московия».
Летом 2004 года ЮНЕСКО и МГППУ заключили соглашение о совместной работе по открытию в Грозном психолого-медико-социального центра, а затем и открыли этот центр.
Официально
Мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову
Уважаемый Юрий Михайлович!
Министерство образования и науки Чеченской Республики выражает искреннюю благодарность начальнику Департамента образования Москвы Л.Кезиной, ректору МГППУ В.Рубцову, проректору по международному сотрудничеству Г.Габунии за хорошую организацию и высокий уровень проведения семинаров по подготовке педагогов-психологов для общеобразовательных учреждений Чеченской Республики.
Прошу Вас отметить огромный вклад МГППУ в повышение образовательного мастерства педагогов нашей республики.
Мы надеемся, что наше сотрудничество и впредь будет развиваться.
С уважением Лема ДАДАЕВ, министр образования и науки Чеченской Республики