Menu
    • Чт. Ноя 21st, 2024

    ГБУ ДПО "РЦППМСП"

    ГБУ ДПО «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

    Особенности развития детей с ОНР

    Автор:Автор

    Окт 6, 2020

    Определенная часть детей, в настоящий момент, имеют выраженные нарушения речи, в частности ОНР (общее недоразвитие речи).

    Под термином ОНР понимается сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, маленький словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонематических процессов. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

    В этиологии ОНР выделяются разнообразные факторы, рассмотренные в схеме № 1.

    Схема 1

    К органическим причинам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального периода, постнатальные заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка. Особое значение придает в этиологии ОНР перинатальная энцефолопатия, которая может быть гипоксической (вследствие механической родовой травмы), билирубиновой (из-за несовместимости крови матери и плода по резус-фактору). Основная из психогенных причин это нарушение баланса процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения (социальные причины), может быть связано с психической депривацией в сензитивные периоды развития речи. К психоневрологическим причинам относят нарушение памяти, внимания и т.д.

    Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

    ОНР может наблюдаться при различных формах речевой патологии: моторной, сенсорной алалии, дизартрии, в том числе стертой формы дизартрии, ринолалии и т.д.

    ОНР имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

    Р. Е. Левиной была разработана классификация уровней ОНР, представленная в схеме № 2.

    Схема 2

    Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных отклонений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется проявлением новых речевых возможностей.

    Так, I уровень, как видно из схемы 2 характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения, речь ребенка понятна, как правило, в конкретной ситуации.

    На II уровне возрастает речевая активность детей. У них появляется фразовая речь. Характерным остается резко выраженные аграмматизмы. Понимание обращенной речи остается неполным, т.к. многие грамматические формы различаются детьми недостаточно, особенности речевого развития детей на II уровне ОНР представлено в схеме № 3.

    Схема 3

    Как видно из схемы, на этом этапе дети по сравнению с I уровнем начинают использовать более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко.

    В речи ребенка присутствует большое количество слов (существительных, глаголов, личных местоимений), начинают появляться предлоги и союзы. Однако используемые детьми слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления.

    Неточность значения слов проявляется в большом количестве замен слов. Иногда поэтому с целью пояснения значения слова дети используют жесты.

    В процессе общения дети используют фразовую речь, нераспространенные, иногда распространенные предложения. Но связи между словами предложения грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве морфологических и синтаксических аграмматизмов.

    В речи детей нарушено согласование глагола и существительного в числе, глаголы прошедшего времени заменяются глаголами настоящего времени. Редко дети с ОНР II уровня употребляют в речи прилагательные, которые не согласовываются с существительными в роде и числе. Словоизменение на этом этапе речевого развития касается лишь некоторых форм существительных и глаголов, которые часто используются в речи детей.

    На этой ступени речевого недоразвития почти отсутствуют словообразование. Звуковая сторона речи также характеризуется существенными нарушениями.

    В речи детей многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Это касается прежде всего звуков, сложных по артикуляции (свистящих, шипящих, плавных соноров).

    Многие твердые звуки заменяются мягкими или наоборот. Однако произношение артикуляторно простых звуков становится более четким, по сравнению с I-м уровнем. У детей отмечаются резкие расхождения между изолированным произношением звуков и их употреблением в речи.

    Звукослоговая структура на этом уровне, как и на I-м уровне, нарушена, хотя является и более устойчивой, чем звуковая структура.

    Фонематическое развитие детей значительно отстает от нормы. У детей часто отсутствуют даже простые формы фонематического анализа.

    На III уровне разговорная речь детей становится более развернутой, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. Особенности нарушений в речи детей с ОНР III уровня представлены в схеме № 4.

    Схема 4

    Как видно из схемы 4, активный и пассивный словарь детей обогащается за счет существительных и глаголов. Но в процессе речевого общения часто имеет место неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии (кресло – «диван», вязать – «плести»).

    Дети, находящиеся на III уровне речевого развития, используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения.

    Характерными для III уровня являются нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается большое количество ошибок на согласование и управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («стулы», «ухи», «браты»), смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («висит ореха»), замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (копыто – «копыта», корыто – «корыта»), склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода («пасёт стаду», «зашиб копыту»), неправильные падежные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный («солит сольи», «нет мебеля»), ошибочные ударения в слове, нарушение дифференциации вида глаголов («сели, пока не перестал дождь»), ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьёт вода», «кладёт дров»), неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («небо синяя»).

    На этом уровне речевого развития наблюдаются и нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование.

    Звуковая сторона речи детей, находящихся на III уровне речевого развития существенно улучшается по сравнению с I и II уровнями. Исчезает смазанность, диффузность произношения артикуляторно сложных звуков. Остаются лишь нарушения некоторых артикуляторно сложных звуков. Слоговая структура воспроизводится правильно, однако еще остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных (сковорода – «коворора», велосипед – «сипепед»). Искажения звукослоговой структуры проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов.

    Фонематическое развитие характеризуется отставанием.

    Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны: неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включаться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

    Многие дети с ОНР II и III уровня имеют нарушения моторики артикуляторного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляторных дифференцировках.

    С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.

    Указанные отклонения в развитии детей, страдающих ОНР II и III уровней, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

    Таким образом, ОНР часто является следствием комплексного воздействия различных факторов: органических, психогенных, социальных. II уровень речевого развития характеризуется тем, что дети начинают более развернуто использовать речевые средства, но тем не менее в развитии фонетико-фонематической системы и лексико-грамматического строя отмечаются грубые отклонения от нормы. III уровень речевого развития характеризуется отсутствием грубых отклонений в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Дети с ОНР II и III уровней отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов: памятью, вниманием, мышлением.

    Использованная литература:

    1. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1977.
    2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: изд-во АПН РСФСР, 1961.
    3. Жинкин Н. И. Грамматика и смысл // В кн.: Язык и человек. – Вып. 4. – М.: изд-во МГУ, 1970.
    4. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Просвещение, 1973.
    5. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Педагогика, 1974.
    6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2002.
    7. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: Союз, 2004.
    8. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2000.
    9. Немов Р.С. Психология. Кн. 1, 2. – М.: Владос, 2001.
    10. Прищепова И. В. Речевое развитие младших школьников. – СПб.: КАРО, 2005.
    11. Речевая деятельность в норме и патологии: Материалы межотраслевой научно-методической конференции. – СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999.
    12. Системные нарушения речи: Алалия, Афазия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2003.
    13. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М.: просвещение, 1989.
    14. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Кн. 5 / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2003.
    1. Хватцев М. Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. – СПб.: Дельта, 1996.

    Автор: Автор

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *