Menu
    • Чт. Ноя 21st, 2024

    ГБУ ДПО "РЦППМСП"

    ГБУ ДПО «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

    РОДИТЕЛЬСКАЯ АЗБУКА. РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ (в том числе родителям детей с ОВЗ)

    Автор:Автор

    Окт 6, 2020

    АГРЕССИЯ

    Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

    У детей с ограниченными возможностями здоровья повышенная агрессивность является одной из наиболее частых проблем в коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Но обычно с усвоением правил и норм поведения, эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у детей с интеллектуальной недостаточностью частые конфликты с окружающими и агрессивное поведение носят более стойкий характер и сложнее поддаются коррекции. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

    Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют ряд психологических особенностей, провоцирующих их агрессивное поведение:

    – недостаточное развитие коммуникативных навыков;

    – сниженный уровень саморегуляции поведения;

    – неразвитость игровой деятельности;

    – сниженную самооценку;

    – нарушения в отношениях со сверстниками.

    Если для вашего ребенка характерна хотя бы половина из описанных ниже проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребенку (и семье) необходима помощь специалиста:

    – часто теряет контроль над собой, спорит и ссорится с окружающими;

    – отказывается выполнять просьбы взрослых, не считается с мнением родителей, их запретами;

    – намеренно вызывает у других чувство раздражения, долго помнит обиду, стремясь отомстить;

    – обвиняет других в своих ошибках, угрожает словами, жестами, взглядом;

    – вымещает свой гнев на неодушевленные вещи, выступает инициаторами драк;

    – часто испытывает чувство злости, гнева, зависти;

    – намеренно делает больно животным и людям, не раскаивается в содеянном;

    – прогуливает уроки, конфликтует с учителями, сверстниками –

    Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения:

    • Не оскорбляйте ребенка, не обзывайте его. Осуждайте именно действие, поступок, а не личность ребенка в целом.
    • Постарайтесь исключить агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.).  Привлекайте к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д.
    • Старайтесь чаще общаться «на равных», чтобы вовремя заметить тревожные «звоночки» и понять, чем они вызваны. Прислушивайтесь к чувствам своего ребенка, поощряя их откровенность.
    • Если ребенок просит вас уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Будьте внимательны к желаниям своего ребенка, постарайтесь выделить время на общение с ним.
    • Контролируйте собственные агрессивные импульсы. Помните, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).
    • Не подавляйте проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.
    • Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства.
    • Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.
    • Беседуйте с ребенком о его поступке без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.).
    • Предоставляйте возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
    • Любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий.

    В заключение отметим, что агрессивное поведение – своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справится самостоятельно, и таким образом борется за свое психологическое выживание.

    Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения

     у детей с ОВЗ

    1. Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

    2. Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.

    3. Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.

    4. Формируйте способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

    5. Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.

    6. Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит вас.

    7. Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.

    Автор: Автор

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *