Правила поведения, выполнение требований, соблюдение ограничений и запретов есть в жизни каждого взрослого человека, живущего в обществе. Должны быть они и в жизни каждого ребёнка. Психологические исследования показывают, что дисциплинированные дети в дальнейшем в своей взрослой жизни добиваются больших успехов, чем дети, не подчиняющиеся правилам.
Дисциплинированность детей воспитывается не какими-то особыми мерами, не беседами о пользе порядка, не окриками и приказами. Весь строй жизни семьи должен приучать ребёнка к порядку, выполнению определённых обязанностей, соблюдению правильного режима, умению подчинять свои желания нуждам и интересам других.
«Делай, как я»,- этот посыл является основой хорошего воспитания. Родители своим примером показывают ребёнку, как вести себя в разных жизненных ситуациях. Непродуктивным становится подход к воспитанию ребёнка: «Делай, как я сказал». Ребёнок сразу улавливает расхождения между словами и поступками родителей и усваивает, что можно говорить одно, а делать другое. Такая двойная мораль принесёт в дальнейшем много проблем во взаимоотношениях ребёнка с окружающими людьми.
Трудно заставить ребёнка есть на завтрак полезную кашу, если папа в это время подкрепляется перед телевизором бутербродом с колбасой и солёными огурчиками, а мама перекусывает пирожком с чаем. Присмотритесь к себе: какой пример вы подаёте ребёнку, что он запомнит на всю оставшуюся жизнь.
Помните: правила и ограничения должны быть в жизни ребёнка.
• Следите за тем, чтобы родительские требования не вступали в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка. Например, нельзя резко ограничивать двигательную активность ребёнка. Двигательные психомоторные функции у дошкольников являются ведущими и влияют на физическое развитие, стимулируют развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоций. Можно разумно ограничивать двигательную активность ребёнка: всему есть время и место.
• Старайтесь, чтобы предъявляемые ребёнку ограничения, требования, запреты были гибкими, без излишней жёсткости, немногочисленными. Если слова «нельзя» в жизни ребёнка слишком много, он перестаёт воспринимать его как запрет.
• Поддерживайте в ребёнке стремление стать лучше, доверяйте ему, демонстрируйте примеры правильного поведения.
• Хвалите ребёнка за его успехи, проговаривайте, за что вы его хвалите, какими его поступками гордитесь. Это поможет ребёнку понять, что это значит «хорошо себя вести».
• Развивайте у ребёнка положительное отношение к самому себе – это основа эмоциональной устойчивости, уверенности и самоуважения, что поможет достигнуть успеха в жизни. Самооценка ребёнка формируется на основе слов и отношения к нему значимых взрослых.
• Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что ребёнок не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребёнком необходимых действий постепенно передавайте их выполнение ему.
• Старайтесь наглядно показывать вашему ребёнку, к каким отрицательным последствиям могут привести его неправильные действия. Это поможет ему взрослеть и постепенно становиться «сознательным».
• Будьте в общении с вашим ребёнком всегда жизнерадостными. Дети любят людей весёлых, энергичных, позитивных, а слабых, пассивных – недолюбливают, не уважают.
• Согласуйте требования к поведению ребёнка со всеми взрослыми членами вашей семьи. Если мама, папа, дедушка и бабушка имеют противоречивые взгляды на воспитание и не могут договориться друг с другом, то ребёнок быстро научится манипулировать взрослыми и добиваться всего, что только пожелает.
• При наказании ребёнка лучше лишить его удовольствий (сладостей, мультфильмов).
• Проявляйте твёрдость, настойчивость, последовательность в своих требованиях к поведению ребёнка. При этом всегда соизмеряйте родительские ожидания с возможностями ребёнка. Это поможет избежать излишних проблем и конфликтов.