Шахгиреева А.У. Директор Центра диагностики и консультирования ЧР
г. Грозный, 12.09.2013г.
Выступление с докладом на Всероссийской конференции “Крепкая семья – основа России”, при участии Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павла Астахова.
“Этнопсихологические аспекты, направленные на сохранение и укрепление семейных отношений в чеченской семье”.
Тема конференции, при которой обсуждаются особенности защиты и поддержки семей с несовершеннолетними детьми, актуальна, злободневна, насущна, так как семья, на протяжении тысяч лет, остается основной социальной ячейкой общества и одним из первых институтов человечества. Для одних – она ценность и оплот в деле воспитания детей, для других – обременительна ноша. Известна формула: «хорошие дети растут в хороших семьях, правильные дети растут в правильных семьях».
Для того, чтобы добиться этого, с психологической точки зрения, необходимо владеть знаниями возрастных особенностей в развитии ребенка, владеть навыками переводить негативные мысли в позитивные, отрицательные чувства в положительные, находить и произносить хорошие слова вместо плохих, контролировать свои действия и поступки. При соблюдении этих норм в совокупности воспитание детей, как правило, приходит к положительному результату.
Можно продолжить ряд необходимых факторов для правильного воспитания, но все сводятся к главному – к пониманию детей, принятию их такими, какие они есть, уважая и любя их. Семья, где царит понимание между членами семьи, где мужья не пытаются унизить жен, а жены не пытаются унизить мужей, где есть любовь и свобода выбора в различных жизненных ситуациях, где рады общению друг с другом, там трудный процесс роста и развития ребенка проходит в гармоничной обстановке. Но есть семьи, которых психоаналитики считают причиной различных психических отклонений. Многие виды психозов, неврозов берут начало в таких семьях. Какую помощь оказать этим семьям? Конечно, в первую очередь, психологическую.
Вверенный мне Центр диагностики и консультирования является на сегодняшний день первым и единственным по линии Минобрнауки ЧР. Несколько лет мы готовили специалистов, проходя подготовку у израильских тренеров по экспозиционной терапии, у хорватских специалистов, у специалистов Санкт-Петербургской Академии, Московского Городского психолого-педагогического университета, Санкт-Петербургского психологического института «Гармония» по овладению навыками и знаниями психологического консультирования; специалисты РУДН готовили программы.
Хотелось бы отметить, что подготовка осуществлялась при поддержке нашего учредителя – Минобрнауки ЧР и бюро ЮНЕСКО в Москве. Сегодня в нашей методической копилке 65 программ, направленных на работу с детьми и подростками с различными отклонениями в развитии, с девиантным и делинквентным поведением, а также с их семьями.
Охвачено психологической помощью за последние годы
Выполненная деятельность и достигнутые результаты | 2010/11 | 2011/12 | 2012/13 |
Школы. | 11 | 9 | 9 |
Диагностика. | 60 | 53 | 87 |
Продиагностировано. | 3062 | 1705 | 1722 |
Коррекционно-развивающие группы. | 83 | 28 | 37 |
Количество детей, занимающихся в группах по коррекционно-развивающим программам. | 904 | 330 | 364 |
Психолого-медико-педагогическая комиссия. | 747 | 953 | 1332 |
заседаний 49 |
заседаний 88 |
заседаний 78 |
|
Социальные карты. | 747 | 953 | 1332 |
Индивидуальное консультирование взрослых. | 7 | 4 | 12 |
Индивидуальная работа с детьми. | 36 | 15 | 42 |
Просветительское консультирование психологов, педагогов, родителей. | 890 | 1856 | 3646 |
Просветительское консультирование детей. | 354 | 180 | 682 |
Всего детей. | 5103 | 3184 | 4142 |
Всего взрослых. | 890 | 1860 | 3658 |
Всего человек. | 5993 | 5044 | 7800 |
В послевоенный период на территории Чечни действовало много различных международных организаций, служб и Центров поддержки. И поэтому знакомство с психологической службой в нашей республике уже состоялось через детей, через женщин, которые получали психологическую помощь посредством психологического консультирования, семинаров, тренингов. Чеченский мужчина тоже знает, что такое психологическая поддержка и помощь и ничего «не мужского» в этом не видит. Поэтому к нам в Центр на консультирование иногда приходят семьями.
Но есть небольшая часть населения, которая не отличает психологию от психиатрии и наша просветительская работа начинается с разъяснения, что психологи работают со здоровой душой, у которой есть определенные проблемы, а психиатры с больной душой, и не только вербально, но и медикаментозно.
Мы считаем, что в традиционных чеченских семьях придерживаются одной из главных функций: передача новому члену рода духовного наследия предков, знаний религиозных традиций и обычаев, что не скажешь о современных чеченских семьях. Существует пословица «Родители, спешите засеять головы своих детей хорошими семенами, иначе оттуда вырастут сорняки».
Сегодня при городских, районных и сельских мечетях открыты медресе для приобщения и обучения детей чтению Корана, арабской письменности и исламской практике. В нашей традиции существует очень интересный ритуал: к новорожденному приглашается богослов, который уединяется с ребенком и читает ему на правое ушко азан и аят из Корана.
В традиционной семье очень важен ориентир на духовность и религиозность. Такая направленность в системе ценностей семьи является основой благополучного психологического климата, добрых взаимоотношений и правильного воспитания. Отношение к женщине и мужчине, которые больше привержены к религиозности, более почтительное. Они вызывают больше спокойствия за судьбу своей семьи. Пример из жизни: Молодая семья была на грани разрыва, родственники с обеих сторон посчитали нужным вмешаться. Свекор, очень уважаемый человек в роду, в качестве главного аргумента выделил религиозность своей снохи, сказав, что именно это качество вызывает к ней глубокое уважение. Это послужило причиной для предотвращения разрыва.
Для создания крепкой семьи очень ценно воспитание женщины в духе скромности, сдержанности, уважительного отношения к окружающим, в том числе и к будущему мужу, его родственникам. Почтительное поведение способно помочь избежать или сгладить многие конфликтные моменты, сохранить уважение и нужную субординацию друг к другу. Подобающее поведение именно женщины всегда было в традиционных семьях предметом восхищения, показателям её мудрости и силы духа, вызывало ответное уважение со стороны родных и было примером для подражания для детей.
Пример: На раннем этапе совместной жизни жена решила съездить к своим родственникам, муж согласился и сказал, чтобы она погостила 1 день и вернулась, но жена решила остаться на 3 дня, без всякой на то причины и в назначенное время не вернулась. Через два дня муж поехал за ней и тут же развелся.
Среди этнопсихологических аспектов устойчивой семьи важное место занимает сохранение, соблюдение своих ролевых функций. Женщина в традиционных семьях не пытается занять место мужчины, а мужчина, в свою очередь, – это глава и оберег семье. Все попытки женщины занять место мужчины могут закончиться крушением семейных взаимоотношений.
В традиционной семье присутствует ценная для крепкой и здоровой семьи иерархия: когда младший уважителен и внимателен к старшему. Особенного внимания здесь заслуживает отношение к старшим. Там, где есть старцы наблюдается подчеркнуто уважительное отношение к этой семье, больше внимания. Как известно, есть даже чеченская пословица: «В семье, где есть старцы будет благополучие» (беркат).
Многозначительным фактором является ориентированность чеченской женщины и чеченского мужчины на создание семьи. Их с детства «готовят» к семейным ролям и обязанностям и понятие «семья» является в традиционном обществе более доминирующей ценностью, чем, например, карьера, свобода и т.д.
В восточной версии нейропрограммирования успешной судьбы выведена формула человеческого благополучия, представленная в виде пятиконечной звезды, где в пике идет здоровье, затем по часовой стрелке идет любовь, деньги, работа и взаимоотношения.
При условии наличия этих 5-ти составляющих в семье у родителей дети растут благополучно. И очень важно уточнить, что здоровье рассматривается в триединстве и его нужно подразделить на духовное, психологическое и физическое.