Menu
    • Пт. Июн 21st, 2024

    ГБУ ДПО "РЦППМСП"

    ГБУ ДПО «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

    Исмаилова Л.Т. «Трудовое воспитание, как одно из направлений социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида»

    Автор:Автор

    Авг 19, 2019

     Выступление с докладом на международной научно-практической  конференции

    «Социализация детей с особыми образовательными потребностями»

    г. Грозный, 10–11 апреля 2014г.

    Одним из приоритетных направлений современной системы образования является создание условий успешной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида.

    Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений и есть основная задача социализации.

    Социализация – очень сложный и жизненно важный процесс. От него во многом зависит, сумеет ли индивид стать полноправным и полноценным членом общества, и реализовать свои способности и задатки.

    Одним из важнейших аспектов социализации личности является социализация в процессе трудового обучения, именно  успешность трудового обучения определяет достойный уровень решения проблемы социализации.

    Деятельностный подход отечественной социальной психологии в качестве основания для выделения стадий социализации использует трудовую деятельность человека. Выделяются три стадии:

    – дотрудовая  стадия разделяется на два периода:

    а) ранняя социализация (от рождения ребенка до поступления в школу),

    б) стадия обучения (все время обучения в школе);

    – трудовая стадия включает весь период трудовой деятельности человека;

    – послетрудовая стадия, наступает в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности. [1]

    Исходя из данной периодизации мы видим, что большая часть жизни человека приходится на трудовую стадию. Именно на этой стадии происходит созревание и становление личности, жизненное самоопределение, самоутверждение и самореализация. Поэтому очень важно уделить должное внимание трудовому воспитанию  и обучению в периоды ранней социализации и нахождения в школе.

    Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность. [2]

    Трудовое воспитание детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов  включает в себя:

    – ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;

    –  воспитание интереса к труду, трудолюбия, умений работать в коллективе;

    – формирование навыков социально-бытовой ориентировки;

    – формирование организационных умений в труде;

    – формирование санитарно-гигиенических, трудовых навыков, и навыков самообслуживания;

    – обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

    – обучение трудовым навыкам с учетом индивидуальных особенностей, личностных качеств, задатков и способностей;

    – ознакомление с видами профессий и нацеливание на получение профессии.

    Трудовому воспитанию детей уделяли и уделяют внимание многие педагоги. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерна для педагогической семьи А.С.Макаренко, основа которой, формирования личности в организованном общественно значимом труде. Важнейшим фактором для воспитания характера он считал целенаправленную трудовую деятельность.

    Для успешной адаптации ребенка с особыми  образовательными потребностями к самостоятельной жизни, необходимо создать  в первичных институтах социализации, таких как семья и школа, условия к максимально результативному освоению навыков и умений.

    Трудовое воспитание в семье является основой формирования и развития личности. В семье закладываются нравственные, физические и умственные качества ребенка.

    Важно принятие семьей особенного ребенка и ее включенность в коррекционно-образовательный и воспитательный процессы, обращение к успехам ребенка, выявление и развитие индивидуальных задатков.

    В процессе воспитания необходимо избегать таких ошибок, как изолирование ребенка от внешнего мира и гиперпротекция (гиперопека).

    Гиперопека, лишает ребенка-инвалида возможности, и без того ограниченной, самостоятельно преодолевать жизненные трудности. Она способствует развитию мнительности, инфантильности, а так же чувства неуверенности в себе.

    Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у ребенка еще в семье, это трудолюбие.

    Трудолюбие – черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к труду.

    Труд оказывают благотворное влияние на физическое развитие ребенка и на развитие умственных способностей и сообразительности.

    Труд наиболее важный компонент социализации и является одним из главных факторов, определяющих профессиональное становление личности.

    Великий педагог  Василий Александрович Сухомлинский писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей…

    Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.

    Современная школа, создает новые возможности для гармоничного воспитания   современного человека с высоким производственным интеллектуальным потенциалом.

    При организации труда ребенка с ограниченными возможностями и ребенка-инвалида необходимо учитывать ряд факторов. Фактор социализации: ребенок нуждается в том, чтобы ему создали условия, успешного преодоления трудностей социализации и подготовки к самостоятельной жизни. Труд как фактор, определяющий выбор ребенком профессии. Именно в процессе трудовой деятельности выявляются склонности и профессиональные способности ребенка. Формирование волевых качеств и навыков коммуникативной культуры, как фактор воспитания.

    При организации труда руководствоваться специальными программами трудового обучения, с учетом характера и степени нарушений основных функций организма ребенка. Выполняемый ребенком труд должен быть посильным и ни в коем случае принудительного характера.

    Заинтересованность системы образования в решении проблем трудовой подготовки к самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями   обуславливают применение  модели трудового воспитания.

    В «Центре диагностики и консультирования» возник замысел создания психологического проекта «Бералатт», универсальной модели для интеграции детей с ограниченными возможностями в социум с помощью земледелия – как средство физического, психологического и духовного развития человека.

    Особое внимание в данной работе будет уделено релаксационному подходу.

    Земледелие – одно из первых ремесел человека, возникшее и сформировавшееся за тысячелетия. Оно позволило перейти от кочевого и создать основу для совершенно нового оседлого образа жизни и труда человека.[3]

    Оно так же  позволяет человеку чувствовать себя частью природы, а это как раз то чувство, которого часто не хватает людям с ограниченными возможностями здоровья.

    В работе над проектом планируется  привлечь  специалистов    «ЦДиК»: педагогов-психологов, социальных педагогов, дефектологов, а также других специалистов по агрономии  Чеченской Республики.

    Совершенно очевидно, что с процессом трудового воспитания связано множество проблем. И одной из таких проблем является низкая мотивация детей к труду. Причина возможно в системе, выстроенной по принципу необходимости обезопасить ребенка-инвалида от возможных трудностей.

    Успех социализации ребенка с ограниченными возможностями и ребенка-инвалида с помощи модели трудового воспитания, во многом зависит от профессионализма педагогов, психологов и вовлеченности родителей в  учебно-воспитательный процесс, и их взаимодействия.

    Автор: Автор

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *