Menu
    • Вс. Ноя 24th, 2024

    ГБУ ДПО "РЦППМСП"

    ГБУ ДПО «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

    Методики для определения степени выраженности суицидальных намерений

    Автор:Автор

    Авг 19, 2019

    Одним из основных направлений деятельности образовательной организации в рамках профилактики суицидов среди обучающихся является выявление детей группы суицидального риска. Зачастую работа по выявлению детей группы суицидального риска организована и проводится не во всех образовательных организациях, либо проводится не систематически, а начинается только после факта совершения суицида.
         Организация работы по выявлению детей группы суицидального риска позволит своевременно оказывать им психолого-педагогическую поддержку и организовывать комплексное сопровождение.
         Специализированные опросники, предназначенные для оценки суицидального риска, делятся на две группы: 1 – методики, включающие относительно прямые вопросы о наличии суицидальных мыслей и переживаний; 2 – опросники, выявляющие индивидуальные личностные факторы, наиболее тесно связанные с высокой вероятностью совершения суицида.  
         Критерии для отбора диагностического инструментария – валидность, информативность, простота в обработке, минимальное количество времени на обработку персональных данных, удобство в использовании для групповой диагностики.
         Методическое обеспечение диагностического этапа работы
       Психологическая диагностика обучающихся направлена на определение степени выраженности суицидальных намерений, необходимости комплексного сопровождения, стратегии психологической помощи.
         Методики для определения степени выраженности суицидальных намерений:
    1. Опросник суицидального риска (модификация Разуваевой Т.Н.). Экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Целевая группа – обучающиеся 8-11 классов.
    2. Диагностика суицидального поведения подростка (модификация личностного опросника Айзенка). Позволяет определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющая на формирование суицидальных наклонностей подростка. Целевая группа – обучающиеся 8-11 классов.
    3. Методика определения суицидальной направленности (Личностный опросник ИСН). Опросник предназначен для выявления депрессивного и невротического состояний, а также уровня общительности.  Целевая группа – обучающиеся 7-11 классов.
    4. Методика «Психодиагностика суицидальных намерений» А.А. Кучер, В.П. Костюкевич и В.П. Войцех. Данная методика может быть использована
    для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения. Целевая группа – обучающиеся 5-11 классов.
    5. Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакса и С. Леви (модифицированный вариант). Выявляет отношения к родителям, братьям, сестрам, к детской формальной и неформальной группам, учителям, к своим собственным способностям, а также выявление целей, ценностей. Конфликтов и значимых переживаний. Целевая группа – обучающиеся 1-11 классов.
    6. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Данный диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько подросток ощущает себя одиноким. Целевая группа – обучающиеся 8-11 классов.
         Для объективности результатов диагностики целесообразно использовать 2-3 методики на одной и той же групп лиц. 

    Список использованной литературы

    1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. – М.: б/и, 1980. – 48 с.
    2. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков. // Вестник психосоциальной работы. – 1994. – №1.
    3. Кучер А.А., Костюкевич В.П. Выявление суицидального риска у детей // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001.

    Автор: Автор