Menu
    • Сб. Апр 20th, 2024

    ГБУ ДПО "РЦППМСП"

    ГБУ ДПО «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

    Эффективное общение с тревожными детьми

    Автор:Автор

    Окт 6, 2020

    Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состоянии тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» (Психологический словарь, 1997, с.386).

    Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи». Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов. В два года дети чаще всего боятся посещения врача, а начиная примерно с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят такие страхи, как страх темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 лет – смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым нормам и требованиям.

    Если у ребенка страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

    Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. Однако, специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек.

    Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта, вызванного негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку или завышенными требованиями, а также противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и воспитатели.

    Характерные черты тревожных детей

    • После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в детский сад.

    • Ребенок по несколько раз просит перечитывать одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.

    • Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает карандаши в пенале в определенной последовательности.

    • Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких.

    • Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.

    • Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.

    • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

    Как общаться с тревожным ребенком?

    Можно привести следующие рекомендации общения с тревожным ребенком:

    1. Как можно больше общаться с ребенком, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, театр, прогулки на свежем воздухе, игры. При общении с тревожным ребенком старайтесь установить визуальный контакт – глаза в глаза.

    2. Принятие чувств и желаний ребенка и его самого таким, какой он есть.

    3. Повышать самооценку ребенка (хвалить в присутствии других детей и взрослых).

    4. Не уговаривать ребенка не бояться и не высмеивать его.

    5. Не угрожать ребенку, не кричать, не делать множество замечаний.

    6. Не предъявлять к ребенку завышенных требований, совершенно невыполнимых для ребенка.

    7. Не воспринимать малейшую неудачу, как катастрофу.

    8. Проигрывать с ребенком сложные для него жизненные ситуации.

    9. Рисование страхов с последующим их обсуждением.

    10. Более позитивно относиться к жизни.

    Как помочь ребенку преодолеть тревожность
    (рекомендации для родителей тревожных детей)

    • Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из жизни в детском саду, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

    • Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

    • Если в детском саду ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, ограничьте время пребывания в детском саду – не оставляйте первое время на дневной сон, избегайте перегрузок.

    • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

    • Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

    • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

    • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»

    • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

    • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

    • Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

    • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.

    • У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

    Литература:

    1.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996г.

    2.Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2002.

    Автор: Автор

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *