У молодых учителей в процессе адаптации сохранились проблемы установления взаимоотношений с обучающимися, родителями, администрацией. Добавились трудности, связанные с созданием семьи и рождением ребенка, необходимостью решать экономические проблемы за счет увеличения учебной нагрузки.
Н.С. Глуханюк пишет: «Реальное выполнение профессиональных функций вызывает серьезные трудности, заключающиеся в недостатке знания методики преподавания, низком квалификационном уровне, неумении строить взаимоотношения с учащимися и родителями».
Причины неготовности выпускника сразу после окончания ВУЗа выполнять профессиональную деятельность на высоком уровне, не испытывая непреодолимых проблем:
- низкий уровень профессиональной подготовки в ВУЗе в целом;
- низкий уровень профессиональной подготовки по циклу профессионально важных дисциплин;
- несформированность профессиональной направленности и профессионального самосознания, профессиональной идентичности;
- несформированность компетенции у конкретных выпускников, которые учились не в полную силу (с красным дипломом заканчивают ВУЗ единицы), т.е получили такую подготовку, которая требует по окончании ВУЗа дополнительных усилий для овладения профессий.
Проблемы в процессе программы адаптации переживает абсолютное большинство молодых учителей. Но система непрерывного педагогического образования, к сожалению, не реагирует на этот очевидный факт и не предусматривает соответствующих мер, помогающих большинству начинающих учителей решить профессиональные проблемы. Адаптация понимается как соответствие между уровнем профессиональной подготовки, который определяется компетенциями образовательного профессионального стандарта, и требованиями профессиональной деятельности, соответствие, при котором выпускник педВУЗа без проблем включается в профессиональную деятельность.
Проблемы в адаптации свидетельствуют о расхождении между уровнем сформированной у выпускника компетентности и требованиями профессии. Своевременное преодоление этих проблем способствует профессиональной адаптации, повышает качество учителя.
Проблемы молодых учителей, говорящие о сложностях в адаптации к профессиональной деятельности, можно разделить на несколько групп:
- проблемы, обусловленные когнитивно-информационной (психолого-методической) некомпетентностью;
- проблемы, вызванные неготовностью решать воспитательные задачи;
- проблемы, в основе которых лежит коммуникативная некомпетентность;
- проблемы, обусловленные личностными особенностями учителя (эмоциональными особенностями, характером, самосознанием и т.д.);
- социальные проблемы.
Проблемы, обусловленные когнитивно-информационной (психолого-методической) некомпетентностью
Распространенная проблема молодого учителя – отсутствие внимания учащихся на уроке. Много и тщательно готовясь к уроку, учитель иногда до мелочей разрабатывает сценарий своего поведения и деятельности, но не предусматривает занятость учащихся, забывая, что условием сосредоточенного внимания является активная познавательная деятельность ученика. Проблема оказания помощи неуспевающим учащимся лежит в построении школьного обучения на основе принципов развивающего обучения – теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития – одно из важных положений: зона ближайшего развития выявляется, а ученик может перейти на новый уровень актуального развития только с помощью учителя. Это значит, что учитель должен запоминать материал, структурировать, помочь думать, управлять процессом усвоения, учения. Когда учитель призывает «Думайте! Думайте!» — многие ученики хотят следовать этому призыву, но не могут, не умеют. А если спросят учителя: «А как думать?» — к сожалению, большинство молодых учителей не смогут ответить на этот вопрос.
Проблема понимания учебного материала и успешного его усвоения также связана с психологическими основами методики обучения. Объяснение нового материала, ориентированное на определенную группу учащихся, предполагает, что для других категорий учеников нужно дать иное объяснение, а не просто многократное повторение того же объяснения теми же словами. Здесь требуется новый вариант объяснения с опорой либо на образное мышление, либо на практически действенное, либо изменение оснований объяснения с включением в него тех знаний, которых ученику недостает для понимания нового и т.п.
За понимаем и не пониманием часто стоит проблема мотивации, отношения к предмету усвоения. Создать условия, при которых возникает не только положительная мотивация, но и потребность усваивать сложный материал, также имеет психологическую природу. Есть психологические условия, при которых учитель может, уяснив потребности ученика, обеспечить высокую познавательную активность и мотивацию. Молодой учитель действует по жестким схемам, копирует методические разработки и т.д.
Проблема прогнозирования результатов усвоения учебного материала и трудностей учащихся при его усвоении.
Есть категория опытных учителей, которая не прогнозирует затруднения учащихся при усвоении нового материала. За этой проблемой кроется глубина знания предмета, возрастных особенностей учащихся и, в частности, особенностей их восприятия и мышления, а также рефлексивный анализ процесса и результатов своей деятельности.
Соотнося перечисленные проблемы с содержанием требований к компетенциям выпускника педВУЗа, можно сказать, что эти трудности связаны с несформированностью когнитивно-информационной компетентности. К ним могут быть отнесены и те трудности, которые учителя испытывают при организации воспитательной работы.
Проблемы, вызванные неготовностью решать воспитательные задачи.
Молодые учителя говорят, что они не обучены осуществлять воспитательную работу, поэтому у них проблемы. Но о причинах неудач в воспитательной работе нет самоанализа своего поведения.
Неиспользованный ресурс ВУЗа – это формирование профессиональной направленности, которая с первых лет обучения может обеспечить интерес к делам профессионального сообщества, желание готовить себя к профессиональной деятельности (создание профессиональной библиотеки, методических материалов, изучение педагогического опыта), интерес к ребенку, понимание его возрастного своеобразия, мотивов его поведения.
Чакаева Л.Х., педагог-методист